Первые признаки аутизма у детей
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка . вызывающие у родителей опасения:
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей - Видео - Признаки аутизма .
Есть такой короткий диагностический тест . состоящий из трех вопросов:
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает) во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь и общение
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
- Обратитесь к участковому педиатру, неврологу
- Обратитесь к психологу, психиатру.
Первые симптомы аутизма у детей — быстрое обнаружение болезни
Аутизм — это разные виды специфического расстройства психики, при которых ребёнок испытывает трудности в налаживании эмоционального контакта с окружающим миром. Для детей-аутистов характерна нестандартная реакция на окружающих их людей и события.
Сегодня существует множество методик распознавания синдрома аутизма, что позволяет с раннего возраста работать с ребёнком и помогать ему адаптироваться. Для этого разработаны специальные программы и психотерапевтические курсы.
Ранние признаки аутизма у детей
Как распознать аутизм у ребенка? Большинство родителей аутичных детей отмечают, что замечали особенности своего ребёнка практически с рождения.
В первую очередь таких родителей тревожило отношение ребёнка к контакту с близкими людьми. С раннего детства такие дети не любят быть на руках у матери. При кормлении или покачивании ребёнок либо слишком аморфный, либо, напротив, напряжённый. Найти удобную позицию для близкого общения с малышом практически невозможно. Это самые первые признаки болезни.
Зрительный контакт
Ещё одна особенность проявления аутизма у детей заключается в сложности установления и поддержания зрительного контакта с другими людьми. Обычно малыш инстинктивно ловит взгляд матери, но в случае аутизма любой зрительный контакт и общение лицом к лицу избегается. Это указывает на проблемы в коммуникативном развитии.
Тянется ли ребенок к вам?
Кроме того, для маленьких детей очень характерна так называемая предвосхищающая поза, то есть протягивание рук в сторону мамы. Эта поза выражает желание быть поднятым на руки и обняться. Психологи отмечают у аутичных детей отсутствие такой позы, что вновь показывает их нежелание тесного контакта.
Улыбка
Один из признаков благополучного развития — улыбка также отсутствует. Аутисты начинают улыбаться гораздо позднее других людей, и их улыбка вызвана не появлением близкого, а каким-то другим фактором. Например, щебетом птиц за окном, красивым узором на ткани или приятной музыкой.
Дополнительные признаки
Как еще определить у ребенка аутизм? Аутичные дети плохо распознают настроение и выражения лиц окружающих. Иногда можно заметить неадекватную реакцию ребёнка. Например, он может засмеяться, когда другой человек плачет или же, напротив, начать плакать от добродушного смеха окружающих.
Самый главный признак аутизма — неправильное формирование привязанности у малыша. Феномен привязанности является одним из ключевых в психическом развитии ребёнка.
Привязанности
Обычно малыш сразу же выделяет из своего окружения людей, которые ему нравится, и больше всего радуется именно их присутствию. Учитывая, что аутизм — достаточно разностороннее заболевание, неспециалисту порой может показаться, что формирование привязанностей у малыша проходит совершенно нормально.
Ребёнок может социально развиваться согласно всем нормам, то есть начать выделять из множества людей близких, требовать постоянного и тесного контакта с матерью, но при этом подобные привязанности будут совсем не такие, как у других детей.
Так, в некоторых случаях привязанность ребёнка к матери является чрезмерно сильной. Он повсюду следует за мамой и очень эмоционально переживает её уход и отсутствие. В других случаях ребёнок часть времени ведёт себя очень отстранённо, а моментами показывает признаки первой модели поведения (неспособности быть отдельно от матери).
Причины детского аутизма
Почему же дети рождаются с аутизмом? На данном этапе наука не даёт однозначного ответа на вопрос о причине возникновения заболевания. Но большинство учёных уверены, что причина в генетике. Также отмечают, что заболевание намного более распространено среди мальчиков и встречается в 3-4 раза чаще.
Распространённые слухи о том, что аутизм вызывают прививки и прочие врачебные вмешательства, исследования не подтверждают.
Вы знаете, что кашель при аллергии у детей. достаточно опасный симптом? Такой кашель нужно уметь распознать и как можно быстрее начать лечить, чтобы он не перетек в хроническую форму.
А если у ребенка случаются приступы кашля, но других проявлений простуды не наблюдается, то вам помогут советы из этой статьи .
Диагностика аутизма у детей
Что же делать родителям, которые распознали описанные признаки аутизма у своего ребёнка? В первую очередь — не паниковать!
Поставить окончательный диагноз сможет только квалифицированный специалист после длительного наблюдения. Возможно, что опасения не подтвердятся или у ребёнка будет выявлено расстройство аутичного спектра, которые успешно поддаются корректировке.
Всего несколько десятилетий назад врачи крайне неохотно ставили диагноз аутизм. Хотя в последние годы диагностика заболевания сделала большой шаг в своём развитии, поставить однозначный диагноз до сих пор затруднительно. Это связано как с многочисленными разновидностями заболевания (легкая или более сложная форма болезни), так и с трудностью его распознания у ребёнка.
Как правило, поставить окончательный диагноз удаётся к 2-2,5 годам. И именно тогда рекомендуется приступить к коррекции аутизма.
А теперь поговорим о том, лечится ли аутизм у детей?
Методы лечения аутизма и адаптации больных детей
Итак, как же лечить аутизм у детей и поправить ситуацию.
Подойти к вопросу лечения необходимо комплексно. Назначается специальная лечебная диета, исключающая продукты с высоким содержанием глютена, а также приём успокоительных препаратов.
Помимо этого, необходима регулярная индивидуальная и групповая работа с детьми с аутизмом. Такие занятия помогут ребёнку овладеть основными необходимыми навыками и стать более независимым, что очень поможет ему в будущем. Групповые сеансы нацелены на преодоление барьера в общении.
А для того чтобы малыш научился владеть своим телом и ощущал себя комфортно, разработаны специальные методики оздоровительной физкультуры и игры. Отлично, если на все занятия малыша сможет сопровождать его семья. Ведь главная проблема детей-аутистов — невозможность установить нормальный контакт с матерью, что можно скорректировать в процессе занятий.
Более того, семьям с детьми страдающими аутизмом полезно совместно проводить досуг. Обмен информацией и мотивация на продолжение лечения иногда жизненно необходимы. Родители для детей-аутистов — главный помощник в выздоровлении.
Подведем итоги
К сожалению, наука до сих пор не нашла лекарство от аутизма. Но с помощью своевременной диагностики и правильно подобранных коррекционных методов, вполне возможно адаптировать ребёнка, сделать его жизнь более комфортной и победить болезнь.
Лающий сухой кашель у ребенка часто случается ночью. Вы не знаете что делать в такой ситуации и как помочь своему малышу? Читайте нашу статью и вооружайтесь советами.
Ваш малыш едва родился, а уже кашляет мокрым кашлем? Здесь мы рассказываем как такой кашель лечить.
Вы вдруг обнаружили, что ваш ребенок закашливается со звуком «собачьего лая»? Тогда прочитайте нашу статью о лающем кашле: https://bo-bo-bo.ru/bolezni/otorinolaringologiya/layushhijj-kashel-u-rebenka-lechenie.html
Видеоприложение
А теперь предлагаем вам посмотреть видеоролик об аутизме от доктора Комаровского. Из него вы узнаете по каким признакам можно распознать болезнь на ранних стадиях и как вести себя родителям в сложившейся ситуации.
Вам понравилась эта статья?
Расскажите друзьям! Поставьте нам лайк с помощью плавающей панели с кнопками слева. Вы поддержите наш труд и расскажите своим друзьям в любимой социальной сети о полезной статье.
У нас практически каждый день выходят новые материалы! Чтобы быть в курсе обновлений, подписывайтесь на наш RSS-канал или следите за обновлениями в социальных сетях: ВКонтакте. Facebook. Одноклассниках. Google Plus или Twitter .
Первые симптомы аутизма у детей — быстрое обнаружение болезни. 2 комментария
- belchatina 26 декабря 2013 в 11:27
Очень подробная и полезная статья. Слава Богу, я никогда не сталкивалась с этим заболеванием, но я искренне сочувствую всем мамочкам, детки которых больны аутизмом. Наверное, нужно воспринимать таких детей не как больных, а как особенных, необычных, и следовательно, находить к ним особый подход. Ну и самое главное для них - это, конечно же, безграничная любовь и забота матери. Ведь они все равно нуждаются в любви, хоть и не могут это показать, не научились.
Аутизм у детей: возможно ли его победить
Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.
Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, «странные» страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз «Аутизм» сомнителен.
Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.
Формы аутизма у детей
То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как «ранний детский аутизм» или «синдром Каннера». В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.
Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:
- Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.
- Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно «разучивается» это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме «моющих» движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта – самая тяжелая форма аутизма.
- Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.
- Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный «уход в себя» с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.
В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:
- С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания
- С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения
- Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений к близким он привязан слабо
- Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.
Что такое эпидемия аутизма
Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще.
В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике – более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.
Почему развивается аутизм
До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.
Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:
Существует теория, что вакцинация вызывает аутизм, но это – недоказанный факт считается, что прививка только запускает уже имеющиеся механизмы заболевания. То же могут сделать постоянные конфликты в семье, а также детская корь .
Первые признаки аутизма у детей: когда надо насторожиться?
Признаки аутизма могут быть нечетко выраженными. Однако заметив первые признаки аутизма, родители должны немедленно начинать работу с ребенком, стараясь повысить его коммуникационные навыки.
Аутизмом называют заболевание, характеризующееся нарушением совместной работы определенных участков головного мозга. В большинстве случаев патология выражается в отсутствии коммуникационных навыков. Тем не менее, современная медицина позволяет сгладить признаки аутизма.
Чаще всего, аутизм появляется в одной семье, поэтому существует теория о его наследственной передаче. В настоящее время ведутся исследования, позволяющие выявить ген, ответственный за передачу патологии. Не исключен вариант, что заболевание имеет тесную связь с какими-то заболеваниями. Если в семье есть ребенок с признаками аутизма, повышена вероятность, что патология будет прослеживаться и в дальнейших поколениях. Также подозрение у исследователей вызывает вакцинация ребенка в младенчестве. Однако до сих пор ни одна из существующих теорий не была подкреплена вескими доказательствами и точные причины развития аутизма неизвестны.
Впрочем, большее доверие вызывает теория наследственности заболевания. С ней связывают предрасположенность ребенка к патологии и нарушение взаимодействия клеток мозга. Кроме того, даже степень аутизма может зависеть от влияния определенной генетики. Второй по значимости считают теорию влияния на развитие младенца внешних факторов, таких как неблагоприятная экология либо осложнение течения беременности.
Заболевание достаточно распространено и встречается у 1% населения. Патология совершенно не зависит от национальной, религиозной и социальной принадлежности. По статистике болеют аутизмом в основном мужчины. Среди мальчиков аутизм встречается примерно в 5 раз чаще, чем среди девочек. Заболевание неизлечимо, единственное, чем может медицина помочь человеку, снизить выраженность признаков патологии.
Симптоматика патологии проявляется в возрастном периоде до 3-х лет. Родители начинают замечать, что ребенок несколько отличается в развитии от сверстников. Например, малыш до сих пор не начал говорить и его поведение не похоже на поведение одногодок. Хотя, нередко, ребенок начинает говорить в положенном возрасте, а затем утрачивает речевые навыки. Иногда, родителям кажется, что у ребенка присутствуют проблемы со слухом, так как он их явно не слышит, либо не желает реагировать на речь.
Одним из явных признаков аутизма становится повторяющееся поведение. К примеру, ребенок постоянно раскачивается. Также может прослеживаться кажущаяся ненормальной привязанность к некоторым вещам и определенному ходу событий. Изменение порядка вызывает у малыша сильное расстройство. Тем не менее, не стоит искать типичные признаки заболевания, так как их не существует. Кроме того, признаки зависят от степени патологии.
По мере роста ребенка родители отмечают, что малыш предпочитает проводить время в одиночестве и не желает вступать в зрительный контакт со своим окружением. Интеллектуальные способности ребенка снижены, он часто поддается депрессивному настроению. Особенно часто депрессии встречаются среди детей-аутистов с нормальным интеллектом.
Практика показывает, что течение аутизма способно осложняться эпилептическими приступами, которые развиваются обычно в подростковом периоде. На основании, каких признаков можно заподозрить присутствие аутизма в раннем возрасте? Конечно, дети могут слегка отставать в развитии, постепенно догоняя своих сверстников. Однако о наличии аутизма можно подозревать, если к полугоду ребенок не научился выражать радость, а к 9-ти месяцам не способен имитировать звуки и мимику. Ребенок с нормальным развитием к году должен уверено лопотать и произносить слоги, напоминающие слова, а также жестикулировать. Специалисты могут назначить обследование на аутизм в случае, когда к 16-ти месяцам малыш не умеет произносить слова, а к 2-м годам фразы, состоящие из 2-х слов и более. Потеря социальных и речевых навыков может происходить в любом возрасте.
Диагностирование проблемы происходит по нескольким нормативам, в зависимости от которых дифференцируют 3 категории симптомов. К первой группе относят социальные отношения. Например, ребенок с аутизмом не способен осознать эмоции прочих людей, избегает зрительного контакта. Вторая группа характеризуется отсутствием речи, либо ребенок постоянно повторяет одни и те же слова. В третью категорию включены такие симптомы, как ограниченность интересов. В этом случае дети младшего возраста предпочитают играть не со всей игрушкой, а с отдельной ее частью. Детям постарше, а также взрослым пациентам присуща заинтересованность только одной тематикой. В обследование включается диагностика слуха и тестирование, позволяющие определить связь проблемы с прочими заболеваниями.
Диагностирование необходимо в первую очередь для получения медицинской помощи. Лечение патологии заключается в использовании поведенческой терапии, позволяющей обучить ребенка коммуникационным и социальным навыкам. Если проблема была выявлена в раннем возрасте, в большинстве случаев удается получить положительный результат, обучив малыша взаимодействовать со своим окружением.
Лечение во многом определяется индивидуальными особенностями течения аутизма и может основываться на физиотерапии или речевой терапии. При выявлении депрессивного состояния либо обсессивно-компульсивного расстройства могут рекомендоваться фармакологические препараты. В лечении ребенка с признаками аутизма непосредственное участие принимает квалифицированный психолог.
Чтобы определить оптимальные меры лечения необходимо вовлекать в процесс всех людей, связанных с воспитанием малыша. Те меры, которые оказывают определенный результат в одном случае, могут совершенно не подходить для лечения другого ребенка, так как аутизм не является типичной патологией.
Не стоит предаваться отчаянию при выявлении диагноза «аутизм» у ребенка. Необходимо как можно больше узнать о заболевании и тесно сотрудничать с врачами, чтобы обеспечить развитие коммуникационных навыков у своего малыша. Диагноз не помешал Эйнштейну, Дарвину и Ньютону стать великими людьми, несмотря на легкую степень аутизма.