Методики для детей с зпр младшего школьного возраста
Другие дипломы по предмету Педагогика
Содержание
Введение
Глава 1. Краткие сведения о развитии речи ребенка
Глава 2. Задержка психического развития (общая характеристика)
2.1 Ранняя диагностика отклонений в развитии
2.2 Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Глава 3. Лечебная педагогика
3.1 Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР
3.2 Лечебно-педагогическая работа при ЗПР
Глава 4. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
4.1 Виды письма в коррекционной работе
4.2 Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
.3 Коррекционная работа на фонетическом уровне
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Среди учащихся массовых общеобразовательных учреждений до 20-30% детей испытывают стойкие трудности в обучении в школе. Особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. Тенденция к увеличению числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
В настоящее время происходит переориентация системы мирового и отечественного образования на максимальную интеграцию детей с неглубокими аномалиями различного характера в сообщество нормальных детей, на их совместное воспитание, поскольку это дает наиболее эффективные результаты для их развития, но только в том случае, если будут созданы необходимые медицинские, психологические и дидактические условия для естественного и посильного развития каждого. В педагогической практике происходит переход от отделения аномальных детей в специальные учреждения (дошкольные специальные учреждения и специальные школы) к различным интеграционным формам их образовательного размещения: обучение в классах выравнивания, в классах компенсирующего обучения, обучение в обычном образовательном классе по индивидуальным программам, посещение занятий специалистов (логопеда, психолога, дефектолога:). В специальные дошкольные учреждения и школы рекомендуется направлять детей только лишь с глубокой и стойкой степенью отклонения. Таким образом, большая часть детей, имеющих нарушения в своем развитии, предпочтительно должна обучаться в массовой школе, поэтому для педагогов массовых дошкольных учреждений и школ вопросы коррекционного воспитания - систематически возникающая технологическая проблема.
Ядро данной работы - исследование возможностей и специфики обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рассматривается, как обеспечить возможность успешного обучения этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, развитию личности и межличностных отношений.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность предлагаемых коррекционных приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Вспомним о существовании так называемых критических периодов развития речи ребенка, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:
1.1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.
2.3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.
. 6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.
В связи со спецификой данного исследования сосредоточим наше внимание на особенностях развития и коррекции письменной речи детей с ЗПР - младших школьников на уроках русского языка. Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Цель исследования - охарактеризовать методы коррекционной педагогики при обучении детей с ЗПР.
Объект исследования - речевая деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекционная работа при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2.Поиск и изучение существующих методик, для диагностики психического и речевого недоразвития.
.Усовершенствование и дальнейшая разработка коррекционных занятий, для развития письменной речи
Глава 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Методика совместного обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей
По мнению Л. М. Щипициной (2001), в сфере специального образования происходят существенные изменения, связанные со следующими основными факторами: новое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективное решение вопросов их социализации интеграции, расширение контингента детей, которые нуждаются в специальном образовании, специальной помощи и поддержке. В связи с этим Н. Н. Малофеев (2001) предлагает организацию принципиально новых образовательных учреждений — учреждений комбинированного типа. Подобное учреждение может быть как дошкольным, так и школьным, включать в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенными нарушениями в развитии. В одном таком комплексе могут обучаться и воспитываться нормально слышащие дети и дети с нарушениями слуха в другом - дети с сохранным и нарушенным зрением в третьем - нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития и т. д.
В специальных группах, по мнению А. А. Дмитриева (2002), где воспитываются и обучаются только дети с отклонениями в развитии, становится возможным найти каждому ребенку полезную и возможную для него степень интеграции, выбирая модель частичной или временной интеграции.
С целью выяснения мнения социального окружения детей с ЗПР к интегрированному обучению хотелось бы привести примеры данных, полученных в результате применения социологических опросов. Так, в Дальневосточном регионе такие исследования были выполнены Н. В. Мазитовой (2002) в них приняли участие учащиеся начальных классов общеобразовательных и специальных школ VII вида Хабаровского края, а также родители, дети которых обучаются в данных учебных заведениях, всего в анкетировании приняли участие более 100 человек. В Приморском крае Т. В. Стеблий (2006) было опрошено 134 респондента, в т. ч. дети дошкольных учреждений и их родители. В различных регионах Сибири в 2004 году были выполнены и опубликованы в работе А. А. Дмитриева «Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: «За» и «Против» (2006) аналогичные исследования, общая совокупность респондентов принявших в нем участие составила 1213 человек, в т. ч. родителей дошкольников, учителей и школьников.
В табл. 1. показано, что наибольший процент (58,6%) опрошенных школьников начальной школы Хабаровского края готовы принять в свою среду детей с проблемами в развитии. Так же нетрудно заметить, что выпускники старшей средней школы (49,5%) регионов Сибири настроены более позитивно, чем учащиеся основной школы (43,7%). Следует особо отметить, что дети с задержкой психического развития (67,5 %) с большим желанием готовы посещать совместные занятия.
Таблица 1.
Отношение школьников к интегрированному обучению по данным различных исследований, %
Здравствуйте. Начал работать в качестве психолога в школе для детей с ЗПР. Подскажите, пожалуйста, какие коррекционно-развивающие программы и методики для детей с ЗПР младшего и среднего школьного возраста,нужно использовать? Спасибо.
(Жигалов А.Н. 07.09.2010 12:20:37, )
Уважаемый А.Н.Жигалов! В своей работе вы можете использовать следующую литературу:
· Шевченко С.Г. Бабкина. Н.В. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М. Школьная пресса, 2006.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М. Школьная пресса, 2006. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М. Айрис-пресс, 2006. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М. АРКТИ, 2002. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. - М. АРКТИ, 2000. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. Генезис, 2000. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. - М. Школьная Пресса, 2005.Рекомендуем также регулярно знакомиться с материалами журнала Воспитание и обучение детей с нарушениями развития изд-ва Школа-Пресс.
С уважением, консультанты ИКП РАО
Механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Открытие феномена механизма психологической защиты (МПЗ) произошло при исследовании З.Фрейдом психопатологии. Внимание Фрейда было сфокусировано на внутренних неосознанных побуждениях, а внешний стимул и внешняя реальность не играли роли. Фрейд считал, что МПЗ- это общая функция эго. Она ограждает эго от требований инстинкта. Согласно этой концепции использование защиты обязательно малоадаптивно и нездорово.
Современные психологи (Brown и Taylor) полагают, что защита адаптивна и обеспечивает психическое здоровье. Fenichel считает, что МПЗ ограждает эго от опасностей, поступающих из двух направлений: от инстинктивных требований Ид, а также от опасностей, основанных на внешних запретах (или представлениях о них), которые приводят к чувству вины. Таким образом, можно сказать, что МПЗ одновременно препятствуют и способствуют развитию эго.
МПЗ участвуют в развитии и становлении личности - ее мыслительной, эмоциональной и социальной сфер. Развитие МПЗ предполагает связь с развитием абстрактного мышления, которое играет важную роль в формировании способности ребенка к обучению. Таким образом, проблема обучаемости может быть рассмотрена с точки зрения естественного поэтапного развития МПЗ.
Концепция «двоякой функции» МПЗ позволяет установить связь с проблемой адаптации. Адаптация особенно актуальна в периоды смены ведущей деятельности у детей в измененных социальных условиях. Это относится и к детям с так называемой задержкой психического развития, характеризующейся задержкой темпа и неравномерностью развития. К моменту поступления в школу не все дети ЗПР могут перестроить свою мотивацию и формы поведения в соответствии с требованиями школы.
В исследовании особое внимание было уделено четырем видам МПЗ: отрицанию, проекции, идентификации и регрессии. По данным западных исследователей (Cramer), эти защиты формируются на наиболее ранних этапах развития личности.
Исследование было проведено на здоровых детях 7-8 лет и детях ЗПР 7-11лет в исследовании принимало участие 40 человек. Рассматривалась взаимосвязь проявления МПЗ, социальной зрелости личности и сформированности абстрактного мышления ребенка.
Основные методы сбора информации: наблюдение (обнаружение МПЗ в формах защитного поведения) психологическое тестирование- тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (выявление иерархии МПЗ и доминирующих видов защит) методика «Лестница» (исследование сформированности самооценки и социальной зрелости личности ребенка) методика « 4-й лишний» вербальная (исследование сформированности абстрактного мышления детей) экспертные оценки в виде анкеты для учителя (информация о поведении ребенка, его отношениях со сверстниками, взрослыми, к социальным нормам и требованиям). Результаты прошли обработку методами математической статистики. Методы исследования подбирались, исходя из принципа комплексности в оценке различных сторон личности.
Результаты исследования показали, что отрицание и проекция являются доминирующими в иерархиях МПЗ у детей ЗПР и детей нормы. Однако, дети ЗПР используют отрицание гораздо чаще (58% относительно всех защит), соответственно доля остальных МПЗ меньше (42%). В иерархии МПЗ детей нормы 44,5% и 55,5% соответственно. Проекция занимает второе место в иерархиях обеих групп детей, но дети ЗПР используют ее чаще, чем дети нормы в два раза (24% у детей ЗПР и 13% у детей нормы). Однако, дети нормы используют проекцию практически наравне с регрессией (12%) и идентификацией (11,5%). Прослеживается конкуренция между этими видами защит. В иерархии МПЗ детей ЗПР такой близости в использовании проекции, регрессии и идентификации не прослеживается (10% и 2% соответственно). Это связано со слабостью борьбы мотивов у детей ЗПР, их социальной инфантильностью. Другие виды МПЗ, формирование которых находится на начальной стадии у детей обеих групп, качественно отличаются друг от друга в обеих иерархиях: у детей ЗПР это преимущественно компенсация, а у детей нормы- это рационализация и компенсация одновременно. Доля этих защит в иерархии МПЗ детей нормы составляет 18,5%, а у детей ЗПР- только 5,5%.
Такие особенности иерархии МПЗ у детей ЗПР объясняются их склонностью к стереотипии и недостаточной продуктивностью их психической деятельности. Также на задержку формирования идентификации и других видов МПЗ влияет интеллектуальная задержка и незрелость мотивационной сферы. Существенную роль играет развитие речи детей и связанные с ним особенности абстрактного мышления. Дети ЗПР затрудняются в формулировке собственных высказываний. Проявление психологических защит в поведении у детей ЗПР более заметно, чем у здоровых детей. Дети нормы чаще проявляют защиты в высказываниях.
Таким образом, можно обоснованно говорить о взаимосвязи формирования психологических защит, социальной зрелости личности и уровня вербального мышления ребенка.