Аутизм у детей симптомы 3 года
Аутизм у детей: тревожные симптомы
Вчерашний_Дождь 3 декабря 2010 24021Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детейв возрасте до 3 лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но среди возможных вариантов выделяют окружение, условия жизни и отношение родителей к ребёнку.
В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые применил термин аутизм в одном из английских медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами. В этой статье - о том, как распознать аутизм у детей раннего возраста и как помочь таким детям .
Симптомы аутизма
Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей - не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире.
Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше, болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько названий, в том числе синдром Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из таких расстройств классифицируется как нервное расстройство аутического спектра и отличается лишь некоторыми симптомами.
Поведение детей, страдающих аутизмом
Аутизм, развивающийся у ребёнка постепенно, начинает проявляться в возрасте 15-ти месяцев и полностью формируется к трём годам. Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:
* Отказ от тактильного контакта с родителями.
* Отсутствие речи к трём годам.
* Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо.
* Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального общения.
* Малыш не хочет смотреть вам в глаза.
* Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то.
* Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст.
Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо.
* Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).
* Аутизм может быть как мягким, так и в острой форме. У многих детей подобные аутизму симптомы появляются после начала учёбы в школе, но это нормально: малыш привыкает к учёбе, новым людям, школьной атмосфере. Некоторые дети с тяжёлыми формами аутизма также умственно отсталые.
Аутизм: понять - значит победить
Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка проявляется неодинаково. Это состояние влияет на жесты, движения, речь, реакции. Не все дети, больные аутизмом, имеют какие-то физические проявления этого. Чаще всего аутизм проявляется в изменениях поведения, например следующих:
* У ребёнка проблемы с общением, вербальным или невербальным. Это должно натолкнуть родителей на мысль, что у ребёнка есть нарушения. Развитие речи не соответствует возрасту, ребёнок повторяет слова монотонно, без всякого ритма.
* Ребёнок демонстрирует одно и то же поведение и общению с окружающими предпочитает повторять какое-то одно действие.
* У большинства детей аутизм начинает проявляться в возрасте от года до двух лет.
* Такие дети не играют с другими малышами и предпочитают всегда расставлять свои игрушки в одном и том же порядке, причём всегда в зависимости от цвета.
* Дети-ауты не боятся окружающего, но и не хотят менять ничего в своей жизни. Они настолько поглощены своими ежедневными занятиями, что перемены кажутся им чем-то неестественным.
* У некоторых малышей аутизм проявляется и в расстройствах сна.
Помощь, необходимая малышу, больному аутизмом
Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
* Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.
* Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении.
* Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
* Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.
* Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.
* Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью.
* Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.
Женский журнал о женском здоровье Womenhealthnet
Аутизм - не беда, безразличие - беда
Трудно судить, насколько распространен аутизм
Опубликовано 01.06.2013
О том, на какие признаки расстройств аутистического спектра могли бы обратить внимание родители, чтобы вовремя начать лечение, рассказала в интервью РИА Новости детский психиатр, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Анна Кондюрина.
Еще сравнительно недавно об аутизме и проблемах людей с этим диагнозом знали мало. В последнее время о нем говорят все чаще. Звучат даже заявления о мировой эпидемии аутизма — по мнению многих специалистов, несколько преувеличенные. О том, на какие признаки расстройств аутистического спектра могли бы обратить внимание родители, чтобы вовремя начать лечение, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой детский психиатр, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Анна Кондюрина.
— Анна Сергеевна, по каким признакам родители могут заподозрить, что у ребенка, возможно, аутизм?
— В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) приведены четкие критерии, которые характеризуют аутистическое расстройство. Некоторые из них могут заметить и родители малыша. Если взрослый, общаясь с ребенком, видит, что трудно установить контакт глаза в глаза , что ребенок не реагирует на обращение по имени, что ему тяжело строить и развивать отношения со сверстниками на основе взаимных интересов, заниматься общей деятельностью, что он предпочитает играть один, во что-то свое если он не испытывает нужды в поддержке других людей, когда ему больно или он сильно волнуется, а также если мама замечает наличие необычных вычурных страхов, есть нарушения сна и привычек приема пищи, немотивированные приступы ярости, агрессия, самоповреждения, — есть смысл проконсультироваться со специалистом.
— Наверное, это проявляется уже только у старших дошколят или у школьников?
— Почему же, уже в три-четыре года хорошо видно, что ребенок не может усвоить правила групповых игр: в прятки, в «дочки-матери», в магазин С раннего возраста мама замечает, что малыш не только не стремится, чтобы его пожалели, когда ему плохо, но и сам не проявляет сочувствия, не сопереживает, если рядом с ним человек огорчен или расстроен. Если мама сама пытается успокоить, пожалеть ребенка, а он отвергает ее усилия, не принимает жалость и не разрешает даже дотронуться до себя
Ключевой признак аутизма — отсутствие социо-эмоциональной взаимности. При общении мы обращаем внимание на то, как реагирует человек на наши слова, какими эмоциями, какими движениями. Дети-аутисты этого лишены. Они в своем мире, как улитка в раковине, им там хорошо, удобно, и эмоции окружающих их мало волнуют.
— Что там интересного, в этом мире?
— У этих детей необычные интересы и типы поведения: ребенок четырех или пяти лет серьезно интересуется, например, астрономией, географией или видами электродвигателей. Родители гордятся этим, считают, что у них очень умный, необыкновенно способный ребенок, с неординарным интеллектом. Но всегда лучше, чтобы развитие было гармоничным. Любое искажение: отставание, опережение, мозаичное развитие (чередование опережения с отставанием) — повод насторожиться.
Игры, в которые играют дети в разные возрастные периоды, дают им знания об окружающем мире и учат взаимодействию со сверстниками. В три года у детей начинают формироваться сюжетно-ролевые игры, потом они становятся разнообразней, и дети в них проигрывают разные жизненные ситуации. А интересы неправильные , не соответствующие возрасту: химия, электротехника, устройство холодильника — не стимулируют развитие.
— На что еще можно обратить внимание?
— На стереотипные механические движения: раскачивание, кружение вокруг себя, вращение кистями рук, кручение волос и так далее. На отставание в речевом развитии, иногда и полное отсутствие разговорного языка, жестикуляции, мимики — лицо однообразное, застывшее .
Бывает, речь есть, но голос роботоподобный, ритмика — скандированная. Эти детки не способны инициировать или поддерживать разговор, часто они однообразно повторяют одни и те же слова и фразы вслед за окружающими (наподобие эха). Дети, страдающие аутизмом, говорят о себе в третьем лице. Могут стереотипно задавать одни и те же вопросы, ответы на которые им уже известны. Многие дети-аутисты, научившись говорить, не могут использовать речь для общения, допускают много грамматических ошибок, некоторые придумывают новые слова, имеющие для них особое значение.
— Какие игры и игрушки они любят?
— Они часто, как мы говорим, демонстрируют монотонные, стереотипные, механические игры с предметами неигрового назначения, раскладывают неигровые предметы в определенном порядке. У них рано проявляется интерес к собирательству ненужных вещей.
— Но ведь очень многие дети играют крышками от кастрюль, старыми пинетками, упаковками от компакт-дисков
— Здесь имеет значение, насколько дети вовлечены в эти игры, поглощены ими. У детей с аутистическим расстройством они превалируют, а попытка оторвать их от этого занятия вызывает крик, даже агрессию. И иногда родителям приходится приложить титанические усилия, чтобы успокоить ребенка, вывести из истерики. Конечно же, по одному симптому никто не будет выставлять диагноз, но в совокупности специалист сумеет заподозрить аутистическое расстройство.
— А если родители не обратятся к специалисту?
— Расстройство речи, моторики, стереотипная деятельность и поведение — все это потом может привести к социальной дезадаптации. Раньше считалось, что аутизм вообще в ста процентах случаев приводит к инвалидизации. Сейчас взгляды поменялись, и процент детей, которые получают инвалидность по аутизму, с каждым годом все меньше. Тем не менее может оказаться, что ребенок не в состоянии учиться в обычной школе и даже в коррекционном классе, во вспомогательной школе. Бывает, об электродвигателях-то он все знает, но не может объяснить, какое сейчас время года и чем оно характеризуется, обобщить, исключить лишнее — дать ответ на простые для обычного ребенка вопросы.
— Насколько распространены аутистические расстройства среди детей и взрослых?
— В нашей стране подобная статистика не ведется, и разные исследователи приводят разные цифры: от 4–5 до 50-100 случаев на десять тысяч детей. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 3:1. В нашем Центре в 2002 году было всего 17 пациентов, которым был поставлен диагноз аутистическое расстройство . В 2012-м таких ребят к нам обратилось уже 140.
— Родителям сложно принять диагноз, поверить, что у их ребенка аутизм?
— Круг аутистических расстройств довольно широк. Есть ранний детский аутизм (синдром Каннера), который характеризуется отгороженностью от внешнего мира, недостаточностью пользования речью.
Существует процессуальный аутизм. Он может формироваться в связи с детскими шизофреническими расстройствами и, кроме всего уже перечисленного, характеризуется неврозоподобными состояниями: капризностью, раздражительностью, нарушениями сна, повышенной разборчивостью в еде.
Также есть синдром Аспергера (его признаки — высокий интеллект наряду с бедностью эмоций) атипичный аутизм группа аутистических синдромов различного происхождения (связанные с обменными и хромосомными нарушениями), а также так называемый парааутизм. Он возникает из-за сильного эмоционального расстройства (поэтому очень часто мы наблюдаем его у детей-сирот): тоскливая депрессия, сниженное настроение, плаксивость, тихий голос. Такие дети мало реагируют на зов, на человеческую речь, на игрушки, на окружающих детей.
Так что есть тяжелые формы, но есть и такие, которые позволяют адаптироваться, обучаться в школе. При должной коррекции, включающей и психотерапевтические методы, и медикаментозное лечение (его многие почему-то боятся, но без него в большинстве случаев не обойтись) часть детей выйдет во взрослую жизнь без необходимости лечения и без наблюдения у специалистов. Сейчас у нас всего 5–10% случаев такого благополучного выхода из этого расстройства, но это количество могло бы быть гораздо больше. Бывает, конечно, когда пациенту необходимо наблюдаться в течение всей жизни и постоянно получать лечение.
— Многие родители не знают всего этого. Педиатр направляет их с малышом к психологу, а тот ставит в бегунке галочку: пирамидка и башенка собраны, все в порядке.
— Да, к сожалению, у нас в стране не предусмотрена обязательная консультация психиатра для ребенка до трех лет. Первичное освидетельствование происходит позже (после 3 лет жизни), в то время как многие симптомы аутизма видны в большинстве случаев на втором-третьем году жизни ребенка. Думаю, нужны изменения в законодательстве. В Германии, например, это делают в более раннем возрасте, и это позволяет раньше выявлять и эту, и многие другие патологии, раньше назначить лечение — и получить результат.
Рубрика: Аутизм | Метки: признаки аутизма | Добавить комментарий
Ранние признаки аутизма у ребенка
Аутизм – это расстройство психики, которое связано с функциональными нарушениями головного мозга. Аутизм создает тип личности, очень замкнутой в своем внутреннем мире и собственных переживаниях, только там они чувствуют себя комфортно.
Сроки определения
Многие родители тех детей, которым был поставлен диагноз «аутитизм», заметили некоторые странные симптомы или необычные для детей модели поведения еще с ранних лет. Чаще всего признаки аутизма можно распознать уже в два или три года, но некоторые родители замечают их еще у младенцев. Они замечали, что ребенок не смотрит на них и, кажется, не узнает знакомые лица, их ребенок не плачет, когда они выходят из комнаты, не болтает и не щебечет, не подражает жестам, не смеется от родительских рожиц и не хочет играть в игры. Когда родители не замечают типичных признаков развития ребенка, а замечают несколько странные и несвойственные детям модели поведения – следует обратиться к доктору.
Принятие проблемы
Конечно, все родители думают, что аутизм – довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Это все называется реакцией непринятия, ухода от реальности – защитные механизмы психики. Чем раньше родители осознают проблему – тем раньше можно будет попробовать ее решить. Хоть медикаментозного лечения аутизма не существует, ребенку можно помочь с помощью специальной программы обучения.
Признаки аутизма у самых маленьких
В принципе не существует особого типажа ребенка с аутизмом: одни ведут себя просто «пассивно» и требуют очень мало внимания, другие – сверхчувствительные и излишне суетливы, третьи – просто проявляют странности время от времени. Вот некоторые признаки, которые объединяют таких детишек:
- Ребенку уже 6 месяцев и больше, а ты все не замечала у него улыбок или других теплых и радостных выражений лица
- Девятимесячный ребенок не копирует жесты, звуки, улыбки – то есть взаимодействия «взрослый – ребенок, ребенок - взрослый» не происходит
- Не издает свойственного годовалым детям лепетания
- В 12 месяцев отсутствует жестикуляция
- Ребенку уже 16 месяцев, а он все еще не говорит не единого членораздельного слова
- В двухлетнем возрасте не выдает смысловых фраз из двух слов (без подражания или повторения)
Признаки в 2-3-4 летнем возрасте
Родители могут также заметить, что их ребенок не соответствует физическим, умственным, и социальным стандартам развития: даже в двухлетнем возрасте они не отвечают и не отзываются на имена, не улыбаются, могут понимать лишь простые двухступенчатые инструкции («Возьми чашку и отнеси на стол»), не могут назвать и найти основные части тела, не могут рисовать, плохо бегают и прыгают и так далее. Типичные трех-и четырех-летние детишки любят быть в центре внимания и играть с другими детьми их возраста. Дети с аутизмом любят играть сами по себе, а при взаимодействии с другими людьми у них могут возникать беспричинные разочарования и вспышки агрессии.
Но помни, диагноз может поставить только врач, так что не делай сама преждевременных выводов.
Аутизм у детей: как определить
Фото: shutterstock.com
Признаки, по которым можно определить, страдает ли малыш аутизмом или это просто временные странности в поведении, которые он легко перерастет через пару лет. Все об аутизме у детей.
Аутизм - психическое заболевание, которое нельзя распознать до тех пор, пока малыш не появится на свет. Однако пока ребенок совсем маленький, даже опытный врач не всегда может обнаружить и правильно оценить тревожные симптомы. Поэтому именно на родителей возлагается ответственность за своевременную оценку состояния ребенка. Необходимо внимательно наблюдать за ним и при малейших сомнениях обращаться к медикам для полного обследования.
Диагноз аутизм ставится не по одному симптому. Для его постановки необходимо наличие как минимум трех характерных признаков:
Именно они обуславливают все изменения, служащие основанием для обращения к педиатру, делая возможным раннюю постановку диагноза аутизм.
Признаки аутизма у детей до года
Признаки аутизма у детей в возрасте от года до трех лет
Несмотря на бросающиеся в глаза странности в поведении, заметные даже в младенческом возрасте, родители детей-аутистов обычно обращаются к врачу не раньше двух лет. До этого возраста и медики, и близкие родственники предпочитают не вникать в природу подобных симптомов, объясняя их субъективными причинами.
Чем раньше родители обратятся к специалистам для обследования и терапии, тем выше шанс, что ребенок будет адаптирован и сможет в дальнейшем самостоятельно жить и обслуживать себя.