lovmedgu.ru

Ранняя диагностика аутизма у детей

Симптомы аутизма и его ранняя диагностика у детей

Здоровье > Будь здоровым > Симптомы аутизма и его ранняя диагностика у детей

Природа аутизма на сегодняшний день является невыясненной. Существует десятки гипотез, но ни одна из них не охватывает всех аспектов заболевания и тем более не раскрывает их. Предполагают, что причины аутизма лежат в проблемах развития головного мозга в эмбриональный период с нарушением гормонального фона организма. Поэтому симптоматика аутизма обычно (в 95% всех случаев) проявляется с самого раннего детского возраста.

Аутизм – болезнь не излечимая. С ней человеку приходится существовать до конца своей жизни.

Важность ранней диагностики аутизма

Если данную психо-эмоциональную болезнь не лечить, то ребенок может до того критически отстать в интеллектуальном развитии, что, повзрослев, не сможет не только адаптироваться в обществе, но даже не сможет обслуживать самого себя. Современные методики позволяют ребенка, болеющего аутизмом, обучать социальной адаптации и при этом развивают интеллектуальную и эмоциональную составляющие его личности. Потому-то чрезвычайно важно, как можно раньше выявить это заболевание ребенка.

Каждый ребенок развивается по-особенному и это нормально, когда некоторые или немного отстают от нормативного возрастного развития, или опережают его. Но аутизм начинает проявляться с первого же года жизни. Необходимо проходить специальное обследование, если в поведении ребенка выявлены следующие симптомы аутизма:

  1. До 6 месяцев у него остается неразвитой мимика. Он не выражает, к примеру, мимикой ни удовольствия, ни радости.
  2. К 9 месяцам он не пытается имитировать звуки, не откликается на внешние раздражители выражением лица.
  3. До 12 месяцев он не научился гулить, лопотать и выговаривать звуки, подобные словам.
  4. К 1.5 годам не выговаривает ни одного связного слова.
  5. К 2 годам не научился говорить короткие, хотя бы из 2-3 слов, фразы.

Это те вехи, которые должен пройти каждый ребенок, и указаны крайние термины. К сведению, глухие от рождения дети, но не больные аутизмом, на прикосновения отвечают еще более ярко выраженной мимикой. Их мир беззвучен и потому они более активно, чем обычные дети, ищут визуального контакта с окружающими их людьми.

Если в этом возрасте приступить к специальному развитию ребенка, больного аутизмом, то он может вырасти довольно адаптированным к жизни в обществе человеком.

Видео: Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом. Причины аутизма.

Нарушение эмоционального контакта с матерью

Голос матери, телесные с ней контакты являются благодатными факторами развития ребенка

Ясно выраженным симптомами аутизма у детей является также:

  • Отсутствие эмоций при контактах с матерью.
  • Утрата уже приобретенных раньше социальных и речевых навыков.
  • Эти два признака тесно связаны между собой, так как и речевые и социальные навыки ребенок в первые годы жизни получает от матери. После изучения огромного массива статистических данных было установлено, что среди детей, которые отказались от грудного кормления до шестимесячного возраста больных аутизмом в 12 раз больше, чем среди детей, которых кормили грудью до 16 месяцев.

    Голос матери, телесные с ней контакты являются теми благодатными факторами развития ребенка, которые практически ничем заменить невозможно. Нормальный ребенок, не больной аутизмом, уже в месячном возрасте различает материнские интонации и настроения и откликается на них. Больной же аутизмом ребенок уже в грудном возрасте начинает сторониться такого общения, переключая свое внимание на неодушевленные предметы.

    Осознание своего «Я» довольно длительный процесс и ребенок устойчиво понимает, что Мать и Он – это две разные личности только ближе к двум годам. В его лексиконе укореняются слова «Я», «дай», «хочу», которыми он в первую очередь ограждается от матери.

    Больной же аутизмом ребенок, несмотря на видимую детскую самостоятельность, себя идентифицирует как отдельную личность значительно позже.

    Признаки аутизма в детей от 2-х до 5-ти лет

    Если до 2-х лет симптомы латентных форм аутизма ребенка родителями могли быть и не замеченными, то с 2-х до 5-ти они начинают проявляться особенно остро. Здоровый ребенок в этом возрасте раздвигает поведенческие рамки, бурно интеллектуально развивается и поэтому:

    1. Активно интересуется своими сверстниками. Не терпит долгого уединения.
    2. Выясняет свою половую принадлежность и подчеркнуто ведет себя в соответствии со своим представлением о ней.
    3. Занимается активным словотворчеством и не терпит стереотипов ни в словах, ни в движениях.
    4. В нем постоянно меняются эмоциональные настроения.
    5. В движениях он разнообразен и быстро устает от повторяющихся движений.
    6. Подчеркнуто отстаивает свою личность в любой ситуации, проверяет ее в ролевых играх.
    7. Постоянно пытается выяснить, что является плохим, а что хорошим.
    8. Постоянно пребывает в мире своих фантазий и, не таясь, рассказывает о них. Взрослые часто воспринимают эти выдумки, как неправду и ложь. Любит сказки и легко представляет себя сказочными персонажами.

    Мимика на лице имеет испуганный, напряженный или же отрешенный вид

    Ребенок же, больной аутизмом, наоборот, стремится оградить себя рамками и стереотипами. И это проявляется во всем:

    1. Ровно относится и к людям, и к предметам.
    2. Не пытается ни дружить со сверстниками, ни конфликтовать с ними.
    3. Не использует в речи слова «Я», «Мы». О себе говорит в третьем лице. Употребляет много вводных слов, стереотипных фраз.
    4. Упрощаются даже двигательные навыки. Появляются монотонные движения (раскачивания туловищем, головой, рукой, ногой, кружение вокруг себя, долгие подпрыгивания и т. п.).
    5. Остается не усвоенным общение жестами и мимикой.
    6. Мимика на лице имеет испуганный, напряженный или же отрешенный («лицо принца») вид.
    7. Интерес к тому, что хорошо, а что плохо, отсутствует.
    8. Не имеет никаких фантазий. Сказок не понимает.
    9. Становится тревожным, если что-то в окружающем его мире меняется – перестановка мебели, прием пищи. правила игры, одежда

    Именно к 5-6 годам становиться заметным разрыв в интеллектуальном развитии нормальных детей и детей, больных аутизмом.

    Симптомы тяжелых форм аутизма в детей

    Аутизм – это прогрессирующая психо-эмоциональная болезнь. Если постоянно не заниматься реабилитацией в детском возрасте, пока мозг и нервная система не сформируются, то деградация личности является неизбежным процессом и может привести к тяжелым формам аутизма, которые лечить значительно сложнее.

    Если упущены две первые стадии развития болезни, то начинают проявляться такие признаки аутизма:

  • Значительная задержка интеллектуального развития, хотя ребенок может и много знать и быть начитанным. Но анализ полученных знаний будет оставаться на низком, детском уровне.
  • Ребенка может стеснять одежда и обувь. Он может желать раздеться донага.
  • Могут появиться неестественные вкусовые предпочтения и тяга к не съедобным веществам.
  • Нередко проявляются агрессивные действия, направленные как на себя, так и на окружающих.
  • Ребенка начинают время от времени преследовать страхи и фобии, которые он не способен выразить словами. От этого может нарушиться сон .
  • Постепенное эмоциональное выхолащивание души и утрата способности сопереживания людям.
  • Потеря страха перед реальными опасностями.
  • Достоверно установлено, что все симптомы аутизма в детей проявляются до 3-летнего возраста. Если их вовремя диагностировать, то поведенческой терапией можно вырастить человека способного жить в обществе.

    Видео об аутизме у детей:

    Понравилось? Лайкни и сохрани у себя на страничке!

    Видео: Аутизм ранняя диагностика и лечение

    ранняя диагностика аутизма у детей

    Ай-трекинг для ранней диагностики аутизма у детей

    Чем ран2C584" /%ьше диагностированы нарушения развития ребенка, попадающие под аутиcтический спектр нарушений (Autism Spectrum Disorder, ASD), тем больше времени и лучше шансы на устранение таких нарушений. Поэтому ранняя диагностика чрезвычайно важна. Ранее, группа ученых (Klin et al., 2002) показывала фильм взрослым людям и обнаружила, что аутисты смотрели в основном в область рта актеров, тогда как нормальные – на глаза актеров. Позднее, аналогичная картина наблюдалась и у детей двухлетнего возраста. Вот, на картинках внизу, пример из исследования 2008 года (Jones, Carr, & Klin, 2008) (картинки кликабельны):

    2C190" /% Взгляд в глаза другого человека – важный шаг в процессе социализации. Поэтому поиск глаз другого человека и взгляд в них вшит в нас эволюцией. Это необходимо для выживания, общения и овладения речью, ну и для многих других деятельностей. Любые отклонения от этой программы – свидетельство атипичной работы мозга.

    Тогда и р2C603" /%одилось предположение, что возможно диагностировать нарушения такими стимулами и с помощью ай-трекера. Однако, есть множество проблем именно с таким подходом, потому что в раннем возрасте мозг ребенка проходит стадию активного роста, и это само по себе меняет множество параметров того, на что и как смотрят глаза.

    ранняя диагностика аутизма у детей

    В недавнем исследовании была выбрана парадигма предпочтения. Что предпочтут дети – видео с детьми, активно занимающимися упражнениями, или движущиеся геометрические объекты? И был создан ролик, кадры из которого вы видите слева. Его показывали 110 детям, половина из которых были нормально развивающимися, 37 – с диагнозом аутизма и 22 с задержкой развития. И вот что выяснилось:

  • Дети с аутизмом значительно больше смотрели на геометрические фигуры, чем нормально развивающиеся дети
  • Среди детей с аутизмом, есть те, кто предпочитают смотреть на геометрические фигуры, и есть те, кто предпочитают смотреть на социальные сцены
  • Была обнаружена важная отметка в 68.6%: если ребенок тратит столько или больше времени на рассматривание геометрических фигур, то это на 100% предсказывало у него диагноз аутизма
  • Такое предпочтение было выявлено даже у одного 14-месячного ребенка. Этот срок – слишком ранний для принятых сегодня процедур диагностики
  • У детей-аутистов был выявлен уникальный паттерн саккад (быстрых движений глаз) при разглядывании как геометрических фигур, так и социальных сцен
  • Интересный феномен: у почти половины детей-аутистов было предпочтение социальных сцен. Авторы объясняют это своими предыдущими находками, которые говорят о том, что богатые действиями социальные и захватывающие внимание сцены фактически заставляют мозг ребенка с аутизмом работать нормально. С одной стороны, это помогает классифицировать различные варианты нарушений, в уже довольно пестром спектре аутизма, как социально-изолированных или социально-вовлеченных. С другой стороны, возможно в этом может быть вероятный способ терапии? Ведь движения глаз отражают процесс мышления, и управляют процессом научения. Может быть, создание фильмов, основанных на известных факторах предпочтений, может постепенно вовлекать ребенка с аутизмом в просмотр и развивать те области мозга, которые у него не реагируют на социальные стимулы?

    Jones, W. & Carr, K. & Klin, A. (2008). Absence of preferential looking to the eyes of approaching adults predicts level of social disability in 2-year-old toddlers with autism spectrum disorder. [doi: 10.1001/archpsyc.65.8.946]. Archives of General Psychiatry, 65 (8), 946-954.

    Klin, A. Jones, W. Schultz, R. Volkmar, F. & Cohen, D. (2002). Visual fixation patterns during viewing of naturalistic social situations as predictors of social competence in individuals with autism. Archives of General Psychiatry . 59(9):809-816.

    Pierce, K. Conant, D. Hazin, R. Stoner, R. & Desmond, J. (2011). Preference for geometric patterns early in life as a risk factor for autism. [doi: 10.1001/archgenpsychiatry.2010.113]. Archives of General Psychiatry, 68 (1), 101-109.

    Симптомы и признаки аутизма: индивидуальные особенности - Ранняя диагностика

    Ранняя диагностика аутизма

    Чем раньше будут обнаружены симптомы аутизма, тем эффективнее будет его лечение, На этом основании Национальный институт детского здравоохранения и развития человека рекомендует родителям обращаться к врачу для проверки здоровья их детей в тех случаях, когда они не отвечают следующим показателям развития:

    ранняя диагностика аутизма у детей

    Если у ребенка обнаружено хотя бы одно их перечисленных отклонений, родители не в коем случае не должны придерживаться выжидательной позиции. Такого рода нарушения могут говорить если не об аутизме, то о проблемах со здоровьем. Ранний диагноз и своевременное лечение чрезвычайно важны для достижения отдаленных результатов при лечении нарушений в развитии любого рода, включая аутизм.

    Ранние проявления аутизма

    С какого возраста может быть поставлен диагноз «аутизм»? В настоящее время достоверный диагноз редко ставится раньше 3–4 лет. В основном это связано с тем, что те формы поведения, которые нарушаются при аутизме (согласно приведенным выше диагностическим критериям), у обычных детей еще не сформированы. Тем не менее в последние годы все больше возрастает интерес к возможности выявления достоверных признаков аутизма в раннем возрасте. Поиску самых первых признаков аутизма, которые позволили бы выявлять группу риска, способствуют два фактора. Врачи-практики проявляют заинтересованность в ранней диагностике в надежде, что терапевтическое вмешательство на самых ранних этапах может оказаться более эффективным. Однако до сих пор совершенно не ясно, каким же должно быть это терапевтическое вмешательство. С теоретической точки зрения ранняя диагностика аутизма интересна в связи с выявлением природы первичного дефекта и причинно-следственных закономерностей на протяжении развития (см. гл. 6) – например, снижение способности к подражанию является причиной или следствием нарушения социального взаимодействия? Хотя многие исследователи, включая Каннера и Аспергера, считали, что аутизм возникает с самого рождения, это, конечно, не означает, что проявления аутизма также должны возникать сразу после рождения. Многие врожденные конституциональные особенности ребенка не проявляются в младенческом возрасте, нужно время для их созревания и развития (например, врожденно «запрограммированные» гормональные изменения в подростковом возрасте).

    Существует два типа исследований ранних признаков расстройства—ретроспективные и прогностические. Ретроспективные исследования обращены в прошлое, рассматривают определенную популяцию и анализируют истории развития людей из этой популяции. Такие исследования подвержены критике, поскольку на воспоминания очевидцев могут влиять какие-то последующие события – например, слишком радужные воспоминания о том, как было раньше, могут не соответствовать действительности. Чтобы избежать таких непреднамеренных искажений событий, исследователи могут обратиться к документам, написанным в тот или иной момент развития ребенка, например к записям в медицинской карте или школьным отчетам. Эти записи не могут быть искажены последующими событиями, однако в них может содержаться очень мало информации или же она может касаться вопросов, которые совершенно не интересуют исследователя. В прогностических исследованиях исследователь сам решает, какую форму поведения он будет анализировать, и при этом освобождается от искажения, свойственного ретроспективным исследованиям. Однако, если исследователя интересует какое-то редкое нарушение, может понадобиться огромная исходная выборка, чтобы с уверенностью сказать, что у детей с определенными особенностями впоследствии разовьется то или иное нарушение.

    Ранние признаки аутизма полезны только в том случае, если они специфичны именно для аутизма и встречаются у всех аутистов. Выявление признаков, которые также встречаются у многих неаутичных детей (например, нелюбовь к переменам), довольно бессмысленно – использование их в качестве диагностических критериев приведет к росту числа «ложных тревог», к приклеиванию ярлыков обычным здоровым детям. Вместе с тем выявление признаков, которые встречаются только у некоторых аутистов (например, избегание прикосновений), также бессмысленно – это приведет к большому количеству пропусков, когда аутизм будет оставаться незамеченным. Хотя родители многих аутистов говорят, что они с первых месяцев стали подозревать, что что-то не так, у этих подозрений должны найтись другие причины, чем в случае опасений родителей обычных детей, у которых также могут быть какие-то трудности. Кроме того, вполне возможно, что родители скорее замечают выраженные когнитивные проблемы, нежели аутистические проявления. Поэтому при поиске ранних признаков аутизма раннее развитие таких детей нужно сравнивать как с ранним развитием обычных детей, так и с развитием неаутичных детей с выраженными когнитивными нарушениями.

    В настоящее время множество исследований посвящено изучению способов как можно более раннего выявления аутизма. В лонгитюдном исследовании Lister ставился вопрос, являются ли проблемы развития в 12 месяцев (выраженность трудностей оценивалась социальными работниками путем заполнения специального бланка) предвестниками триады нарушений, имевшей место к 12 годам. Результаты показали, что среди выборки из 1208 младенцев, которых повторно обследовали в 6 и 12 лет, дети, которым впоследствии был поставлен диагноз аутизм, в возрасте 12 месяцев ничем не отличались от нормальных (Lister, 1992). Исследование не только не выявило у «будущих аутистов» никаких признаков аутизма: более того, проблемы развития в социальной и коммуникативной сферах в возрасте 12 месяцев далеко не всегда означали, что у ребенка и в дальнейшем будут иметь место нарушения в этих сферах.

    Совсем другой подход представлен в исследовании Johnson с соавторами (1992). В нем сравнивались ранние медицинские записи о детях, у которых впоследствии был обнаружен аутизм, и о детях, которые выросли психически здоровыми или имели трудности обучения (не аутистического спектра) легкой или средней степени тяжести. Было обнаружено, что в группе детей с трудностями обучения в возрасте 12 месяцев отмечались нарушения во многих сферах (моторной, зрительной, слуховой, речевой). Напротив, у аутичных детей в этом же возрасте нарушения были незначительными. Однако, в возрасте 18 месяцев у детей, впоследствии получивших диагноз «аутизм», были обнаружены нарушения социального взаимодействия. В группе детей, имевших трудности обучения, только нарушения развития социальной сферы в возрасте 18 месяцев наблюдались лишь у некоторых, причем они являлись частью общей задержки психического развития. У аутичных детей, напротив, наличие нарушений в социальной сфере отмечалось на фоне отсутствия других проблем. Результаты этого исследования говорят о том, что до начала второго года жизни у аутичных детей не наблюдается нарушений в социальной сфере: в 12 месяцев эти дети были оценены социальными работниками как нормально развивающиеся в плане социального поведения (по таким параметрам, как улыбка и реакция на людей).

    Видео: Кандидат психологических наук о детском аутизме. Почему важна ранняя диагностика?

    В других работах ранние признаки аутизма исследовались путем различных технологий. Описаны единичные случаи, когда ребенок по тем или иным причинам наблюдался с раннего возраста и до того, как возникли подозрения на наличие у него аутизма (например, Sparling 1991). Домашние видеозаписи также могут являться хорошим источником информации о раннем развитии аутичного ребенка (Adrien и др. 1991). В настоящее время результаты исследований обоих типов говорят о наличии ранних, но очень незначительных признаков, при этом из-за отсутствия контрольной группы трудно понять, есть ли среди этих признаков специфичные именно для аутизма, и если да, то какие именно. Остается вероятность, что ранние проблемы в развитии просто приводят к трудностям обучения, сопутствующим аутизму, или что подобные поведенческие проблемы могут возникать и в ходе развития многих «обычных» детей. Наиболее многообещающей работой по изучению ранних предвестников аутизма является исследование, находящееся в стадии разработки в Британии и Швеции. Baron-Cohen с соавторами (1992) преодолел проблему проведения прогностического исследования редкого нарушения, выбрав группу младенцев, у которых имелась высокая степень вероятности наличия аутизма.

    Поскольку, по-видимому, аутизм имеет генетические предпосылки (см. гл. 4), эти исследователи сосредоточивают свое внимание на братьях и сестрах аутичных детей. Они разработали инструмент для скрининговых исследований – Бланк для выявления аутизма в раннем возрасте (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT), основанный на современных представлениях о поведенческих и когнинтивных признаках аутизма (см. гл. 5) . В частности, в опроснике упоминаются символические игры, концентрация, указательные жесты, интерес к окружающим людям и играм с ними. CHAT использовался врачами и социальными работниками для исследования 41 18-месячного ребенка – братьев и сестер аутичных детей. Также с его помощью исследовалась контрольная группа случайным образом отобранных 18-месячных детей. Более 8о% 18-месячных детей из контрольной группы получили нормальные оценки всех показателей, касающихся развития воображения и социальной сферы. Ни у одного ребенка из контрольной группы не было проблем больше чем в одной из пяти ключевых сфер. Напротив, у 4 детей из группы риска, состоящей из 41 ребенка, отмечались нарушения по двум и более ключевым показателям. Последующее исследование в 30 месяцев показало, что у этих четырех детей, и только у них, был диагностирован аутизм. Таким образом, это исследование показывает, что аутизм может быть выявлен в 18 месяцев путем обнаружения слабости в областях социальных, коммуникативных способностей и воображения. Значение этих предварительных данных для психологических теорий аутизма будет обсуждаться далее в главе 6.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Ранняя диагностика аутизма у детей