lovmedgu.ru

Характеристика детей с ранним детским аутизмом

Характеристика детей с ранним детским аутизмом

Общая характеристика РДА

Страница 1

Видео: Миша Сулейкин, 5 лет, ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Самая подробная информация заказ автобуса на нашем сайте.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.

Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4–5 человек на 10 000 детей, т.е. 0,04–0,05% [Ковалев В.В. 1995 Wing L. 1974 Ritvo E.R. et al. 1985 Briston S. 1988 Gillberg Ch. 1995 Campbell M. Shay J. 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий.

Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес. (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) – симбиотическая или индифферентная, т.е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т.е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным – от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

Ранний детский аутизм: особенности ребенка

Страхи, агрессия и особенности развития.

В физическом развитии ребенок с ранним детским аутизмом не отстает от сверстников, чего не скажешь об умственном.

Некоторые особенности ребенка с РДА

Считается, что ребенок рождается с такими особенностями, к которым ему нужно будет приспособиться. У него наблюдается повышенная реакция к обыкновенным стимулам: громкий или не очень звук, яркий свет и т.д. Для такого ребенка характерна особая ранимость при частом взаимодействии с другими людьми, даже близкими. Чем интенсивнее взаимодействие, тем сильнее проявляется эмоциональная расторможенность.

Эти причины не обуславливают дальнейшего развития аутизма. однако реальность воспринимается ребенком как опасная, а значит, происходят новые стрессы и новое проявление аутистических особенностей. В результате ребенок начинает ограничивать свое взаимодействие с миром и другими людьми.

Страх и РДА

Страх наиболее ярко выражен у детей, страдающих аутизмом, но природа этих страхов не всегда ясна другим. Ребенок с РДА может испугаться дырки на колготках, луча солнца, слишком красной лампочки.

Вот некоторые способы самоуспокоения аутичного ребенка.

Аутичному ребенку прежде всего необходимо сохранить постоянство своего существования, поэтому он многие действия повторяет бесконечное количество раз, не меняя форму. Это могут быть однообразные прыжки, постукивания, раскачивания, произнесение одних и тех же слов, разговоры на одну и ту же тему, рисунки с одними и теми же сюжетами. Благодаря таким неизменяемым действиям ребенок получает необходимые впечатления от жизни, но в то же время заглушает страх перед меняющимся миром вокруг него.

Ребенок старается избежать общения со взрослыми. При самых тяжелых формах аутизма он полностью отказывается от общения с близкими людьми, при более легких формах дети отказываются принимать взрослых в свою игру.

Обычно дети, если не хотят выполнять требования родителей, говорят им об этом. Аутичным детям трудно выразить отказ словами, если предложение взрослого его не устраивает. Это может вызвать у него агрессию, направленную на себя или окружающий мир.

Развитие аутичного ребенка

Умственное и физическое развитие ребенка происходит в постоянном общении с другими людьми. Аутичному ребенку важно развиваться самому, не прибегая к взаимодействию с кем-либо. Поэтому умственное развитие происходит у него лишь в тех сферах, где он может обойтись без помощи других либо с минимальным обращением к окружающим.

У ребенка с РДА медленно формируются бытовые навыки, зато активно пополняется запас однообразных движений. Такой ребенок неуклюж в действиях, совершаемых для чего-либо, зато ловок во всех присущих ему действиях. Скажем, он легко будет прыгать со спинки одного кресла на другое, при этом отлично удерживая равновесие.

Обычными для таких детей являются перебирание пальцами, игра с бликами или тенями, светом, цветом. Ощущение своего тела у обычного ребенка является отправной точкой для осуществления движений и более сложных форм восприятия, тогда как для аутичного ребенка становится объектом самостоятельного интереса.

характеристика детей с ранним детским аутизмом

Если в норме речь выступает как инструмент общения, выражения потребностей и эмоций, то для аутичного ребенка речь - средство удовлетворения самого себя. Дети с РДА активно играют со словами и слогами, декламируют стихотворения, но им трудно обратиться к маме и попросить стакан молока.

Мышление аутичного ребенка способно развиваться только в рамках контролируемых им ситуаций, он может регулярно проворачивать одну и ту же схему, однако ему сложно приспособиться к постоянно меняющемуся миру вокруг, к смене мыслительного процесса других людей. Ребенка, способного воспроизводить самые сложные шахматные ситуации, могут поставить в тупик неизвестные ему ходы самого слабого партнера по игре.

Особенности пиктограмм детей с ранним детским аутизмом

В литературе широко представлены исследования особенностей пиктограмм людей, страдающих шизофренией, больных с аффективными расстройствами, органическим поражением головного мозга, страдающих алкоголизмом и др. Однако мы не встретили исследований, посвящённых особенностям пиктограмм детей с РДА.

В исследовании приняли участие 71 ребёнок младшего школьного возраста: из них экспериментальная группа - 40 человек (дети с РДА 12 человек, дети с лёгкой степенью умственной отсталости 28 человек) и контрольная группа 31 человек (дети из общеобразовательной школы).

В эксперименте использовался метод пиктограмм. Интерпретация проводилась с использованием критериев, предложенных Б.Г.Херсонским: - фактор абстрактности, имеющий 3 степени (конкретные, атрибутивные и метафорические образы) - фактор индивидуальной значимости - фактор адекватности - фактор частоты выбора. Оценивалось также:

- насколько ребёнку доступна обобщённая символизация слова, то есть может ли испытуемый сам подобрать опосредованный образ к нужному слову. Насколько выбор образа связан с темой: отражает он суть понятия или же носит лишь поверхностную связь

- количество правильно воспроизведенных слов, что говорит об уровне опосредованного запоминания

- случаи однотипных рисунков, мало связанные по смыслу со словом, но при правильно воспроизведённых словах - свидетельствует о хорошей механической памяти

- расположение рисунков на листе - говорит об умении организовать свою деятельность.

Известно, что у детей с РДА имеется своеобразие в формировании интеллекта, в соответствии с данными литературы примерно у 95 % детей с РДА имеется сочетание умственной отсталости и аутизма, 5 % детей с РДА могут даже стать университетскими учёными. У детей с умственной отсталостью, наряду с глобальным недоразвитием всех сторон психической деятельности, ведущим признаком является недоразвитие абстрактного мышления.

Исследование показало следующие особенности пиктограмм детей с РДА:

* Предпочтение выбора конкретных образов для запоминания (52% от всех выборов).

* Значительное увеличение количества выхолощенных образов (норма - 7,7% от общего числа всех выборов, РДА - 23,4%, УО - 14%).

* Снижение количества адекватных пиктограмм (средний показатель по норме - 78%, по РДА - 48%, по УО - 54%).

* Снижение количества стандартных образов для запоминания (норма - 53%, РДА - 34%, УО - 40%) за счёт увеличения количества оригинальных неадекватных образов.

* Снижение количества индивидуально значимых пиктограмм в сравнении с нормой (норма - 23,5%, РДА - 18,3%, УО - 17,5%).

* Увеличение количества отказов (норма - 4,5%, РДА - 10,8%, УО - 9,3%).

* Увеличение количества персевераций, связанных с застреванием на определённой теме (норма - 0,5%, РДА - 8,3%, УО - 2%).

* Значительное снижение количества правильно воспроизведённых слов (средний балл воспроизведения: норма - 6,1 РДА - 1,6, УО - 2,3).

характеристика детей с ранним детским аутизмом

* Увеличение количества недифференцируемых образов, что связано со слабым развитием моторики (норма - 0,9%, РДА - 16%, УО - 9%)

Пиктограммы детей с РДА имеют индивидуальный характер и поэтому широко вариативны. Довольно большой процент детей отказывался от участия в исследовании, что совершенно не характерно было для детей из общеобразовательной и коррекционной школ, которые с удовольствием шли на исследование. Скорее всего, это связано с нежеланием открываться и устанавливать новые контакты. У детей с РДА отмечается чрезмерная застреваемость на теме: при просьбе нарисовать заданное слово они продолжали рисовать по своей теме, активно её комментируя. При переключении внимания ребёнка на новое задание с трудом, у них после 2-3 пиктограмм появлялась новая тема, связанная с предложенным словом и дальше все остальные пиктограммы дополняли её. Кроме того, некоторые дети стремились выйти за границы листа, чего не наблюдалось при исследовании детей с умственной отсталостью и детей из общеобразовательной школы.

Метод пиктограмм может быть использован для дифференциальной диагностики РДА и умственной отсталости.

Особенности детей с ранним детским аутизмом

Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушениями преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».

Причины возникновения и развития РДА. Наиболее распространены следующие:

• генетическая обусловленность

• органическое поражение мозга

характеристика детей с ранним детским аутизмом

• нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.

К типичным проявлениям детского аутизма относят:

• постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками

Видео: Виды аутизма: синдромы Каннера и Аспергера. Атипичный и органический аутизм

• категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки

• необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым

• отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью

• стериотипизация действий

• патологическое фантазирование

• манипулирование руками

Видео: Аутизм - Школа доктора Комаровского - Интер

• погруженность в мир собственных переживаний

• эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень на долго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.) .

Уровень развития речи детей разнообразен . но у всех отмечаются особенности:

• нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротекстность, но главное – неадекватная смыслу речи

• своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы

• отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице

• речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения, в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенную установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.

Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутическими чертами.

По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков.

В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РЛА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.

Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симтомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Характеристика детей с ранним детским аутизмом