Программа для детей с аутизмом дошкольного возраста
Компьютерные программы для детей, страдающих аутизмом
Тема непростая. А такие дети встречаются не так уж и редко. Анализ имеющихся ресурсов показывает, что в Российской Федерации подобных программ крайне мало. Как правило, разработка и внедрение компьютерных программ проводится в общем потоке для детей с ограниченными возможностями .
Тем более фактически нет ресурсов, ориентированных на детей, страдающих аутизмом, в свободном бесплатном доступе .
Педагогам и специалистам коррекционных образовательных учреждений, родителям, безусловно, будут полезны ресурсы, имеющиеся в Интернет-пространстве других стран.
Большая коллекция бесплатных специальных обучающих программ собрана на специализированном сайте AutismParents.NET .
Вот лишь некоторые из ресурсов, с которыми удалось познакомиться.
Эта программа помогает детям-аутистам механически заучивать арифметические действия. Программа смоделирована на основе методики прикладного поведенческого анализа, разработанной известным учёным-психологом Иваром Ловэасом .
Для каждого арифметического действия (например, 1+2=3) программа создает ребенку различные ситуации дискретных испытаний, пока ученик не справится с примером.
Разработчики программы предупреждают, что она должна использоваться под прямым наблюдением педагога или врача .
ABA Math была разработана отцом восьмилетнего аутичного мальчика.
Такая же жизненная ситуация возникла перед Сарой Полито . у которой росли два мальчика, страдающих аутизмом. Они с раннего возраста проявили интерес к компьютеру. Мать разработала для них ряд специальных обучающих программ . которые полностью отключали мышь и клавиатуру, оставив командной только Пробел .
Дети сами могут управлять своим обучением, проделывая простейшие операции.
Программы распределены по темам.
К примеру, программа Colors! посвящена изучению цвета, его различению.
Дети учатся понимать, какими цветами обладают те или иные предметы, какие цвета основные, какие производные.
Программа Inside Day учит ребёнка ориентироваться в окружающих его вещах и явлениях.
Все программы Сары Полито очень объемные, так как оснащены очень качественными рисунками, фотографиями, gif-анимациями, звуковым сопровождением и видеофрагментами.
Они сопровождаются ненавязчивой музыкой и дикторским сопровождением.
Еще раз хочу предупредить: необходимо очень осторожно относиться к использованию программ. Тем более они не русифицированы.
Лучше всего обратиться к специалисту. Из отечественных специализированных сайтов могу порекомендовать Аutisminfo.ru . который ведет Любовь Николаевна Ененкова .
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Добавлено: 2013.10.17
Горкун Юлия Викторовна, педагог-психолог
Актуальность проблемы .
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими
- отгороженность от внешнего мира
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана
- приверженность к сохранению неизменности окружающего
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
- разнообразные речевые нарушения при РДА
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком
-развитие познавательных навыков
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире
-обучение ребенка более сложным формам поведения
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка
-развитие внимания
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Примерное тематическое планирование занятий по программе