Особенности речи детей с аутизмом
Особенности Речи Детей С Аутизмом
клик для увеличения
Все родители и близкие ребёнка с нетерпением ждут, когда же малыш заговорит. Вслушиваются в лепет и угадывают, на какое слово похожи первые слоги. Умение говорить позволяет ребёнку обратить на себя внимание, сообщить не только о том, что его беспокоит - «ва-ва»,«бяка », позвать кого-либо из близких – «баба», попросить – «дём»,поделиться впечатлениями об увиденном – « ляля а-а-а», защитить себя – « ну-ну !», отказаться – « не хо не бу. не мо..». В зависимости от контекста, от конкретной ситуации взрослые легко расшифровывают эти обращения.
Многие дети с аутизмом тоже начинают произносить лепетные слова, звукоподражания –« му. ав-ав..», но после полутора –двух лет вместо ожидаемого расширения и усложнения лексикона, аутичный ребёнок перестаёт пользоваться даже тем словарём. который у него был. Обеспокоенные родители начинают искать причину : сделали прививку, переболел, пошёл в ясли, испугался и находят ещё много стрессовых факторов, которые переживает любой ребёнок в той или иной мере. Поиск виновных отнимает много душевных сил у семьи, но как показывает опыт, не помогает ребёнку говорить .
Ребёнок, который перестал пользоваться разговорной речью, по-прежнему, нуждается во внимании и заботе близких у него такие же потребности – он хочет пить, игрушку, гулять, в туалет, но не обращается к родным даже жестами (использование жестов для привлечения внимания и просьб – тоже речевое поведение, и дети с аутизмом не обучаются пользоваться приемлемыми в культуре жестами спонтанно).
Если мы не «подловили» момент – малыш начинает пачкать штаны, если подловили - просить уже не надо. И в том и в другом случае мы невольно усилили отсутствие просьбы «хочу в туалет».
Ребёнок сам идет на кухню и берёт со стола бутылочку или тянет к столу маму и толкает её руку в сторону бутылочки, и получает желаемое питьё. Какая самостоятельность! Но мы опять усилили в поведении ребёнка отсутствие просьбы с помощью слов или коммуникативных жестов.
Родители могут понять ребёнка и без слов, а они не всегда рядом. Как понять другим, чего хочет ребёнок, толкая бабушку в спину возле холодильника? Возможно, он хочет йогурт.
Но реакция бывает другая. « Разве можно толкать бабушку?»
В норме около двух лет дети начинают активно повторять за окружающими и отдельные слова и простые фазы – речевой запас лавинообразно увеличивается, и коммуникативные возможности возрастают. «Вова дать пить» - как эхо повторяет ребёнок в ответ на мамин вопрос, но со временем уже самостоятельно формулирует подходящие для ситуации высказывания.
Похожая реактивная, эхолаличная речь характерна для детей с аутизмом, которые умеют говорить. Ребёнок повторяет услышанное либо сразу (непосредственная эхолалия), либо спустя время (отсроченная эхолалия ). « Ты хочешь пить?» - спрашивает мама «Пить » - отвечает ребёнок. «Пить хочешь?» - «Хочешь». «Пить не хочешь?» - «Не хочешь». Пока ребёнок маленький это не настораживает родителей, ведь все дети так делают. Но чем старше становится ребёнок. тем более странно звучит его речь : « дайте ему печенье», « щёлкни меня – будет игра», « не хочешь!», « посмотрите на неё – никто из детей так не делаетхочу куролесить никто так не делает» Одни и те же фразы повторяются многократно, неожиданно произносятся в неподходящей ситуации. Ребёнок может повторять стихи, сказки, песни, рекламные слоганы, воспитательные сентенции родителей: « нельзя кусаться я тебя укусилизвините », « яичко БАХ! и разбилосьяичко БАХ! и разбилось..». Он может говорить очень громко или очень тихо, очень быстро – « глотая» и «смазывая» слова или чеканя каждый звук. То, что ребёнок говорит может быть понятным для окружающих: «Поднимите, пожалуйста, или я буду царапать Вас», а может быть потоком непонятных звуковых комплексов.
Часть из того, что произносят дети с аутизмом. вполне соответствует ситуации: « Так, все идут мыть руки !» После прогулки эти слова уместны, хоть и являются эхолалией, механическим повторением слов воспитательницы. Часть высказываний звучит нелепо: «Спасибо!» - радостно повторяет мальчик, каждый раз встречая соседку, которая месяц назад угостила конфетой.
В одно и тоже время дети могут использовать и лепетные и «взрослые» слова, например при назывании картинок 4-х летний мальчик произносит. лошадка, овощи, ав, грейдер
Но какого бы качества не была речь – основная трудность в том, что дети с аутизмом не умеют её использовать для общения .
« предыдущая / следующая »
Аутизм - не беда, безразличие - беда
Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?
Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?
Развитие звуков речи
Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком.
Эта процедура использует особенность обучения, которая сводится к тому, что если некий нейтральный стимул постоянно появляется перед желательным стимулом, то он приобретает качества желательного стимула. Это значит, что если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе.
Например, если ваш ребенок любит мишек Барни, то вы можете говорить «Ба» и тут же давать ему любимую игрушку мишки или включать мультфильм про мишку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ба», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок может свободно говорить «Ба», вы можете обучать его вокальным просьбам.
Вокальные просьбы
Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.
Полезные советы
— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.
— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».
Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.
Обучение ребенка независимым просьбам
Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.
Самая важная функция коммуникации для вашего ребенка — это «манд» или способность попросить какие-то предметы или занятия. Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы. Если у вашего ребенка уже есть эхолалия (вы говорите «кот», и ваш ребенок повторяет за вами «кот»), то вам нужно использовать процедуру перехода «от эхо к просьбе». Процедура сводится к тому, что вы превращаете эхолаличные ответы ребенка в функциональные просьбы.
1. Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).
2. Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:
— Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.
— Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.
3. Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).
— Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.
4. Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:
— После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).
— Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.
— Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.
— После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.
— Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку. Если ребенок говорит название предмета без подсказки, то увеличьте объем/продолжительность предмета или занятия.
— Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.
5. Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):
— Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета или занятия, даже если ребенок поправил сам себя.
— Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название, предоставьте ему предмет/занятие, одновременно повторяя название.
Полезные советы
— Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).
— НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.
источник https://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-obrashhatsya-s-ustnymi-prosbami/
Формы проявления аутизма
Страница 1
Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка.
Развитие ребенка, страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза. Сравнение нормально протекающего и нарушенного развития позволяет выделить следующие закономерности формирования психических функций при аутизме.
Для раннего развития при аутизме характерны следующие особенности прелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков.
Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей нередки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.
Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.
В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.
Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи. [3, С.44]
Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме в первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения.Кроме того, следует подчеркнуть, что отклонения от нормального онтогенеза наблюдаются уже на стадии прелингвистического развития. Спектр речевых расстройств варьирует от полного мутизма до опережающего (по сравнению с нормой) развития.
Также, детский аутизм проявляется в невербальной коммуникации.
Подготовительный этап будет протекать аномально, если отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, а это не может не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации, а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет. [10, С.69]
Таким образом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место признаки искажения специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных для нормальных детей.
Особенности восприятия ребенка, болеющего аутизмом также подвержены отклонениям от нормального развития.
Аутичные дети зачастую никак не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. В то же время в отношении некоторых звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав лай собаки. Очевидно, что слухо-моторные координации формируются отличным от здоровых детей образом. Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.
Особенности зрительного восприятия также наблюдается у детей с аутизмом, начиная с раннего возраста. Этологически значимые стимулы, такие, как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции, которая типична для здоровых детей. [4, С.27]
Поскольку диагноз «аутизм» ставится, как правило, в относительно позднем возрасте (обычно не раньше 3 лет), систематических наблюдений и тем более экспериментальных исследований младенцев с аутизмом не существует. Тем не менее, наблюдения родителей указывают на отсутствие или невыраженность целого ряда поведенческих паттернов, характерных для здоровых младенцев: гуления, глазного контакта, мимической экспрессии и типичных для этого возраста зрительно-, слухо-моторных координаций. Это позволяет предположить, что одной из важных черт аутизма можно считать отсутствие некоторых врожденных механизмов, обеспечивающих сходный репертуар поведенческих актов в одинаковых ситуациях, характерный для большинства младенцев.