lovmedgu.ru

Работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста

Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Я работаю педагогом - психологом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад “Мастерок” города Абакана, Республики Хакасия и хотела бы поделиться опытом своей работы (Приложение 1 ).

Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:
  • Во-первых, дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу
  • Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица СДВГ
  • В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы
  • В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 - 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом
  • В-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2 - 3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.
  • Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

    Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптпция и неуспеваемость.

    Изучение детей с гиперактивностью и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого - педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

    Каковы же психологические особенности детей с симптомами гиперактивности?

    работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста

    В последнее время родители, воспитатели и родители всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

    С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда - нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

    Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

    Во время коллективных занятий такие дети часто скакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания” он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

    Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

    Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители.

    “Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью”

    Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 - 2 года, 3 года и в 6 - 7 лет. В 1 - 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 - 7 лет формируются навыки чтения и письма.

    Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
  • Дефицит внимания
  • Импульсивность
  • Повышенная двигательная активность
  • Р.Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблема восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов)

    работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста

    В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

    дисфукция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

    Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто “распущенность” ребёнка или результат неумелого воспитания.

    Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов.

    Можно выделить три “западни”, которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

    Работа психолога с "трудными" дошкольниками в детских учреждениях

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные документы

    Причины и содержание синдрома гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте, его этиология и механизмы развития. Психологические особенности детей с СДВГ, методы его коррекции и лечения. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

    курсовая работа [1,1 M], добавлен 01.07.2009

    Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, признаки, формы проявления. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства.

    реферат [21,5 K], добавлен 22.03.2009

    Общая характеристика гиперкинетического синдрома с дефицитом внимания, частота среди детей. Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по системе DSM-ІV. Особенности лечения синдрома, содержание психообразовательной работы.

    реферат [24,1 K], добавлен 05.02.2012

    Условия и факторы развития личности в дошкольном возрасте. Экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей влияния эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, методы коррекции.

    курсовая работа [90,6 K], добавлен 21.12.2014

    Психологическая характеристика развития внимания как психического процесса. Разработка коррекционно-воспитательной программы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста, оценка ее эффективности на примере психологического эксперимента.

    дипломная работа [2,4 M], добавлен 28.10.2012

    Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа [154,5 K], добавлен 14.01.2014

    Сравнительный анализ концентрации и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием. Результаты экспериментального исследования, рекомендации для родителей и педагогов.

    дипломная работа [59,9 K], добавлен 26.02.2012

    Взаимосвязь моторного и психического развития. Особенности развития психики у детей дошкольного возраста. Развитие точности движений как проблема исследований. Процесс установления взаимосвязи моторного и психического развития детей дошкольного возраста.

    курсовая работа [75,4 K], добавлен 31.10.2014

    Саморегуляция познавательной деятельности у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития. Исследование особенностей регуляторной сферы и концентрации и устойчивости внимания дошкольников с ЗПР.

    курсовая работа [271,3 K], добавлен 29.03.2015

    Проведение коррекционной работы с целью развития объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания детей старшего дошкольного возраста. Воспитание самоконтроля. Формирование концентрации внимания с учетом эмоциональной сложности материала.

    практическая работа [43,3 K], добавлен 10.05.2010

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Дайбова Наталья Степановна

    668510

    Республика Тыва, Пий-Хемский район

    г.Туран- старший воспитатель МБДОУ № 1 г.Турана

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

    Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

    КАК БЫТЬ?

    Импульсивность - это особенность поведения человека (или - в устойчивых формах - черта характера), заключaю щаяся в склонности действовать по перво му побуждению под влиянием внешних эмо ций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно ре агирует и нередко столь же быстро раскаи вается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изоли рованном проявлении эмоциональных на рушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания/гиперактивности (гипер - составная часть сложных слов, указывающая на пре вышение нормы а слово «активный» озна чает «действенный», «деятельный»).

    В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, им пульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно со путствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка при этом уровень ин теллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности на блюдаются у детей в возрасте до 7 лет и ча ще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

    Существуют различные мнения о при чинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфек ционные заболевания, перенесенные ре бенком в первые месяцы жизни, и т.д. как правило, в основе синдрома гиперак тивности лежит минимальная мозговая дис функция (ММД), наличие которой опреде ляет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимо сти назначается медикаментозное лечение.

    Однако подход к лечению гиперактив ного ребенка и к его адаптации в коллекти ве должен быть комплексным. Неадекватное же поведение, возник шее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут то и должны прийти на помощь воспита тель и психолог, которые - только в тес ном контакте с родителями - могут на учить ребенка эффективным способам об щения со сверстниками и взрослыми.

    Каждый педагог, работающий с гиперак тивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Од нако это одна сторона медали. Нельзя забы вать, что в первую очередь страдает сам ребе нок. Ведь он не может вести себя так, как тре буют взрослые, и не потому, что не хочет, а по тому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректиро вать его поведение, а порой они даже стано вятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия мо гут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

    Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

    Портрет гиперактивного ребенка

    Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инст рукциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспи тателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответст венны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникнове нию конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забы вают.

    Вероятно, каждому воспитателю и учи телю знаком этот портрет.

    Как выявить гиперактивного peбeнкa

    Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

    Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.1. Проблема гиперактивности в современной психологической литературе 5

    1.2. Причины гиперактивности у детей. 13

    Глава II. Эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. 17

    2.1. Организация и методы исследования. 17

    2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 19

    Приложение. 31

    В настоящее время сложные социально-экономические, экологические условия, в которых происходит становление личности, обуславливают значимость исследования проблем воспитания дошкольников, нуждающихся в психологической поддержке и помощи. С каждым годом отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в детском саду. Часто эти дети оказываются гиперактивными. Такие дети находятся под врачебным наблюдением, которое не всегда приводит к положительным изменениям. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия врачей, психологов и педагогов.

    Актуальной проблемой при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности.

    Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.

    Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.

    Таким образом, цель нашей курсовой работы - исследование гиперактивности детей дошкольного возраста.

    Исходя из цели работы, перед нами были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть теоретические аспекты детской гиперактивности.

    2. Провести эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования: дети среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

    Предмет исследования - особенности гиперактивного поведения детей.

    Гипотеза исследования – гиперактивность детей с возрастом имеет тенденцию к нарастанию.

    Методы исследования: теоретические – анализ философской и психо-лого-педагогической и медицинской литературы, документации эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми участниками образовательного процесса, ранжирование экспериментальные – опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический этап статистические – количественный, качественный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка.

    Методики исследования:

    1. Методика «Критерии гиперактивности».

    2. Методика «Гиперактивность и тревожность».

    Экспериментальной базой исследования явились: дошкольное общеобразовательное учреждение № ХХХ г. YYYYYYYY.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могу быть использованы в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Глава I. Теоретическое исследование проблемы детской гиперактивности

    Заключение

    Синдром гиперактивности стал сейчас очень распростаненным. Он проявляется неусидчивостью, трудностью сосредоточения внимания, излишней подвижностью. Такие проявления являются нормальными у маленьких детей, но у школьников они мешают обучению и социализации. Гиперактивные дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них нарастание тревоги, которую они пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. Они одновременно и стремятся к близкому контакту с другими, требуют внимания, но одновременно и бегут от него, плохо перенося как общение, так и одиночество.

    С момента рождения единственной активностью ребенка является действие и только постепенно, по мере развития мышления, появляется возможность заменить действие мыслью, представлением, словом. Эта способность позволяет приспособиться к реальности, получать отсроченное удовольствие.

    У гиперактивных детей недостаточно сформировано пространство «психологического», между эмоциями и конкретным действием нет промежуточного звена в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло. Они переживают чувство внутреннего непостоянства. Поэтому важнейшим моментом в терапии таких детей будет установление дистанции, формирование пространства для психического функционирования.

    Наше исследование показало, что в шокольном возрасте гиперактивность имеет тенденцию к возрастанию. То есть в старшем дошкольном возрасте, к примеру, на 3% гиперактивных детей больше, чем в среднем дошкольном возрасте. Тенденция к увеличению гиперактивности напрямую связана с увеличением образовательной нагрузки, обусловленной подготовкой детей к школе.

    Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов коллектива правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

    работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста

    Список использованной литературы

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1980.- 416 с.

    2. Безруких М.М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребенка? - М. Просвещение, 1991. - 176 с.

    3. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М. 2003.

    4. Бодалев АА. Восприятие и понимание человека человеком. - М. 1982. - 200 с.

    5. Бретт Д. Жила была девочка, похожая на тебя. психотерапевтические истории для детей: Пер. с англ. - М. Класс, 1996. - 214 с.

    6. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М. Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

    7. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М. 1992, 255 с.

    8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. - М. Просвещение, 1997. - 196 с.

    9. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М. 2003.

    10. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л. Медицина, 1990. - 17 с.

    11. Гуревич М.О. Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М. Л. Медгиз 1990.

    12. Добсон А. Непослушный ребенок. – М. "Пенаты", "Т - Око", 1992. - 150 с.

    13. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М. «Школа-Пресс 1», 2001.

    14. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб. 1997.

    15. Зшкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. - СПб. 1998.

    16. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

    17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

    18. Курчинка М, Ш. Ребенок с характером. - СПб. 1996.

    19. Кучма В.Р. Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза).- М. ММА имени И.М.Сеченова. 1994.- 12 с.

    20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М. Педагогика, 1986.-144 с.

    21. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии //Вопросы философии. 1979. 8. - с. 34-47.

    22. Матейчек 3. Родители и дети. Пер. с чеш. - М. Просвещение, 1992. -318 с.

    23. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л. Медицина, 1960.

    24. Новикова Е.В. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. - М. 1998.

    25. Программы психологической коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях / Под ред. И.О. Зиновьевой. - Спб. 1999.

    26. Психолог в дошкольном учреждении. / Под ред. Лаврентьевой Т.В. - М. «Гном и Д», 2002.

    27. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ./ Под ред. А.С. Спиваковский. - М. Прогресс, 1987. - 420 с.

    28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М. 1973. - 423 с.

    29. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Венгера Л. А. - М. Интор 1996.

    30. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / пер. с чеш. М. Медицина, 1986. - 255 с.

    31. Халецкая О.В. Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте: Методическое пособие для студентов ед. вузов и врачей. - Н.Новгород. 1995.

    32. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М. 1997.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста