Гиперактивный ребенок признаки лечение
Гиперактивный ребенок
В последнее время учителя и родители вынуждены уделять особое внимание детям с избыточной активностью — нередко сочетающейся с самыми разными нарушениями внимания, проблемами в обучении, поведении, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Конечно, часть таких детей нуждается в медикаментозном лечении — но большинство из них относится к группе риска СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). По различным данным, в России от 4 до 34%, а в Европе от 2 до 18% детей, имеющих специфические расстройства поведения и внимания, но информированность специалистов системы образования и родителей о мерах эффективной помощи детям чрезвычайно низка. Несмотря на это, большинство детей с СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты проводимых исследований.
Признаки заболевания
Основными нарушениями при СДВГ являются: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
1. Гиперактивность выражается в повышенной двигательной активности ребенка. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправлена и часто не имеет мотивации — вследствие этого происходит утомление, которое выражается в раздражительности, истериках, беспричинной плаксивости, часто приводит к травмам из-за нарушения пространственной координации (неловкость, неуклюжесть). Гиперактивный ребенок спит намного меньше здорового даже в младенчестве, без причины суетлив и разговорчив.
2. Дефицит внимания выражается в неспособности сосредоточиться на деталях, долго удерживать внимание, не отвлекаться от основной цели. Малыш также неспособен организовать свою деятельность четко и довести начатое дело до конца. Он часто теряет вещи. Хотя такие проявления иногда встречаются и у здоровых детей. Так в чем разница? При СДВГ проявления этих признаков значительно превышают норму — гиперактивность «зашкаливает», импульсивность перерастает в аффективное поведение. Дефицит внимания приводит к хронической неуспеваемости в школе. И главное, эти признаки присутствуют всегда — в любой ситуации и все время. У здорового ребенка необычное поведение может быть реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, конфликт между ребенком и учителем, сверстниками. Причиной снижения внимания, замкнутости, импульсивности и раздражительности могут быть умственное перенапряжение и страх, завышенные требования со стороны взрослых. Поэтому обязательным критерием при диагностике СДВГ является наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка в течение не менее шести месяцев.
3. Импульсивность — это то, что называется отсутствием контроля над своими импульсами. Выделяется когнитивная импульсивность (поспешное мышление) и поведенческая (невозможность подавить свои реакции). Импульсивный ребенок обычно спешит ответить, не дослушав вопроса, его поведение не соответствует принятым правилам, он все время суетится, часто вмешивается, прерывая чужой разговор. Он не в состоянии контролировать и регулировать свои действия. Такие дети часто попадают в опасные ситуации, не в состоянии задуматься о последствиях своих поступков. Импульсивность зачастую выражается в агрессивном и оппозиционном поведении.
Сопутствующими расстройствами у детей СДВГ являются головные боли, тики (судорожное подергивание различных мышечных групп), метеозависимость, разнообразные страхи, высокая тревожность, нарушение процессов чтения и письма. Заметив у ребенка симптомы СДВГ, родители должны обратиться к врачу как можно раньше (желательно не позднее 5—6 лет). Поскольку эти дети не готовы к обучению в 6—7 лет из-за замедления темпов функционального созревания коры и подкорковых структур головного мозга. Систематические школьные нагрузки (особенно в специализированных шкалах и гимназиях) могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезаптационного школьного синдрома. Это, прежде всего, касается мальчиков.
Помните! Если своевременно обратиться к профессиональным специалистам, то можно избежать всех вышеперечисленных проблем, а при правильном лечении ваш ребенок будет счастливым и успешным вместе с вами. Ибо в 50% случаев симптомы переходят в зрелый возраст, и тогда не будет ничего удивительного в том, что ваши взрослые дети вдруг станут вести нездоровый образ жизни. У таких людей могут возникнуть профессиональные и финансовые проблемы, травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля, вредные привычки (курение, алкоголизм), зависимость от наркотиков, а также сложности с правовыми вопросами, проблемы в семье, ограниченные достижения в образовании.
Диагностика СДВГ
В основе синдрома дефицита внима ния и гиперактивности (СДВГ) лежат функциональная незрелость и нарушения работы подкорковых структур (базальных гангалиев) и лобных долей коры головного мозга. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей трех, семи и десяти лет. Обычно первые признаки синдрома проявляются с рождения. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету, шуму, температуре, с трудом засыпают, часто громко плачут без видимых причин. Как правило, они отстают в двигательном и речевом развитии. Начинают переворачиваться, ползать и ходить на 1—2 месяца позже здоровых детей. Они не очень эмоциональны, инертны, пассивны.
В 3—4 года становится очевидна неспособность ребенка сконцентрироваться: он не может дослушать сказку, самостоятельно играть в игры, требующие сосредоточенности. Ребенок любопытен, но не любознателен. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, потому что свое «почему» он удовлетворяет первыми словами ответа, не пытаясь постичь суть. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, ломают, вертят пуговицы, он выбирает шумные игры, не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Раннее обучение чтению, счету, иностранным языкам помимо посещения детского сада в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к дальнейшему отставанию в нервно-психическом развитии.
Ухудшение течения заболевания проявляется с началом систематического обучения в 5—6 лет, когда в детском саду начинаются подготовительные занятия к школе. Если учесть, что этот период является критическим для созревания мозговых структур, то такая нагрузка для гиперактивного ребенка может стать причиной еще большего отставания в развитии.
Если в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают: гипервозбудимость, двигательная расторможенность, неуклюжесть, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, — то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и отклонения в поведении. Гиперактивного ученика постоянно укоряют, стыдят, наказывают учителя и родители. В итоге ребенок убеждается, что он самый бестолковый, ни на что не способный, никто его не понимает. Отсюда — ожесточение, агрессия, полная неуправляемость. Как правило, это приводит к правонарушениям, алкоголизму, наркомании в подростковом возрасте.
Лечение и коррекция СДВГ
Врачи и психологи должны провести полное психофизиологическое обследование ребенка с целью выявления формы и степени синдрома, а также сопутствующих расстройств. Затем определить комплексную, индивидуальную программу лечения, включающую: консультирование родителей, работу педагога с ребенком (специальная программа обучения), поведенческую и двигательную терапию, психотерапию.
Медикаментозная терапия не является обязательной составляющей коррекции, так как вопрос о ее эффективности еще мало изучен. Например, применение в США и европейских странах психостимулирующих препаратов сопровождается такими побочными эффектами, как бессонница, раздражительность, головные боли, тошнота, торможение роста, а также зависимость, сходная с наркотической. В России применяются в основном ноотропные средства для улучшения внимания. Другим методом лечения является транскраниальная микрополяризация — воздействие на мозг очень слабым электротоком. Это позволяет активизировать функциональные резервы головного мозга и снижает гиперактивность. Существует еще один метод лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Эта электроэнцефалогическая установка предназначена для регистрации биопотенциалов головного мозга, анализ которой точно отражает особенности его функционирования, степень зрелости нервной системы, сбалансированность управления различными частями организма. Данная установка помогает выявить у человека такие серьезные нарушения, как эпилепсия, отставание в нервно-психическом развитии, синдром гиперактивности. Прибор также позволяет давать объективные (в виде цифр и карт) заключения об успешности проведенных лечебных и коррекционных занятий. Достойным примером комплексного подхода к диагностике и коррекции СДВГ является деятельность Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино». При помощи благотворительного фонда «Кто, если не я?» в рамках программы «Гиперактивный ребенок» он оснащен новейшей диагностической и коррек-ционной аппаратурой отечественного производства. Последние десять лет работы весь Отдел в целом занимается проблемой адаптации ребенка к обучению в начальной школе. Более трех тысяч детей с помощью специалистов центра стали полноценными членами общества.
Гиперактивность у детей. Лечение, причины и симптомы гиперактивности.
Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, энергичны, и своим поведением приводят окружающих в состояние раздражения. Такое поведение не стоит расценивать как патологическое. Врачи относят его к специфическим заболеваниям, и связывают с нарушением внимания. Ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться надолго на каком-либо предмете, не всегда контролирует свои действия, неусидчив и импульсивен. Среди поведенческих особенностей таких детей отмечаются: беспокойство – в 70% случаев, невротические привычки – в 69,5%, проблемы со сном – в 46%, с аппетитом – в 50%, а также назойливые движения, подергивания, неловкость.
Гиперактивным детям приходится больше прилагать усилий в общеобразовательной школе для освоения навыка чтения, письменной графики, правописания. В общении со сверстниками у них непременно возникают конфликты, проблемы с коммуникацией. В коллективе класса они занимают место аутсайдера. Учителя и воспитатели воспринимают их как «неудобных» личностей, создающих проблемы с управлением учебным и воспитательным процессом.
Но основная нагрузка по воспитанию гиперактивного ребенка ложится на плечи родителей. Поэтому необходимо распознавать эту проблему заранее, чтобы вовремя принять меры, правильно организовать работу с ребенком, начать лечение.
Симптомы гиперактивности у детей.
О наличии у малыша гиперактивности в поведении свидетельствуют три базовых признака.
Чрезмерная двигательная расторможенность. Она выступает как проявление утомления. Утомление в детском возрасте довольно часто выражается в неспособности контролировать собственное поведение, в перевозбуждении.
Дефицит активного внимания. Ребенок не может удерживать внимание в течение некоторого времени на одном процессе или явлении. Для сосредоточения необходима мотивация. Формирование мотивационного механизма требует достаточной зрелости личности.
Импульсивность . которая связана с неготовностью к торможению желаний и побуждений. Гиперактивные дети имеют склонность совершать непродуманные поступки под влиянием момента, не способны подчиняться правилам.
Одной из характерных черт умственной деятельности таких ребят выступает цикличность. Их мозг продуктивно работает около 15 минут, а затем минут 5 подготавливается к новому циклу активности. Период подготовки к новой активности можно заметить по «выпадению» ребенка из процесса общения или деятельности. Чтобы оставаться в привычной реальности, малыш вертится, крутит головой, совершает какие-то действия. Двигательная активность позволяет поддержать постоянную работу мозга.
В одиночестве ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться на чем-либо, выполняет несложные монотонные действия, становится вялым. Ему необходима внешняя активация. В небольшом коллективе или семье такой малыш ведет себя довольно адекватно, но в большой группе излишне возбуждается и теряет способность полноценно работать.
К числу признаков следует отнести неловкие движения, возникающие из-за слабой моторной координации. Дети могут непрерывно болтать, комментируя все происходящие вокруг них события.
Среди гиперактивных детей довольно много одаренных, обладающих творческими или иными способностями. Они могут обладать хорошим общим интеллектом, но испытывать затруднения с его развитием.
Причины, провоцирующие гиперактивность.
К развитию синдрома гиперактивности могут приводить осложнения в развитии малыша, происходящие во время его вынашивания, родов, или в младенчестве. Вызывают осложнения целый комплекс факторов:
Видео: Гиперактивные дети, СДВГ! Лечение гиперактивного ребенка || Matzpen Clinic
1) Хронические заболевания молодой мамы.
2) Перенесенные беременной мамой инфекционные заболевания и принимаемые группы лекарств.
3) Отравления будущей мамы некачественной пищей, употребление алкогольных напитков, курение, ушибы или травмы.
4) Угроза выкидыша, переживаемая во время вынашивания.
5) Осложнения при родах, приводящие к асфиксиям, кровоизлияниям.
6) Вмешательство в процесс родов – стимуляция, кесарево сечение, затяжной или быстротечный процесс.
7) Болезни у младенцев, при которых держится высокая температура и необходимо принимать сильнодействующие лекарства.
8) Ухудшение ситуации с экологией в месте проживания новорожденного.
Лечение гиперактивности у детей.
Специальная терапия для детей с гиперактивностью должна быть комплексной и включать медикаментозное лечение, методы психолого-педагогической коррекции, элементов психотерапии. Назначение терапевтического курса производится детским неврологом.
На сегодняшний день реализуется несколько подходов к лечению гиперактивности.
За рубежом распространено применение корковых стимуляторов, или ноотропов. Это группа веществ, способствующих улучшению работы мозга, обменных процессов, повышающих тонус коры мозга. В дополнение к ним назначаются препараты, содержащие аминокислоты, которые активизируют обмен веществ мозга.
В нашей стране используется нейропсихологический подход. Он практикует коррекцию поведения ребенка через специальные упражнения. Цель этих упражнений – разрушить неправильно сформированные навыки, и создать новые, эффективные модели поведения. Это довольно длительный процесс, занимающий почти год. Нейропсихологическая коррекция способна заставить мозг работать в соответствии с нормами.
Синдромальный подход в качестве лечебной методики использует специфические игры. В игровой деятельности формируются умения сдерживать импульсивность, фокусировать внимание, контролировать собственные поведенческие реакции. Задача, которую решает врач при вовлечении ребенка в игру – научить его выполнять каждую функцию по отдельности и все вместе.
Для гиперактивных детей разработана и успешно реализуется поведенческая психотерапия и психотерапия семейная.
Своевременный диагноз и назначенное комплексное лечение позволяет успешно компенсировать гиперактивным детям поведенческие нарушения, и способствует движению к полноценной жизни в обществе, социальной и профессиональной реализации.
Гиперактивный ребенок - симптомы
Незнакомое абсолютному большинству еще несколько десятилетий назад словосочетание «гиперактивный ребенок» сегодня постоянно на слуху. Его употребляют по делу, и без, приписывая такой диагноз всем детям с высокой активностью и подвижностью. Такой подход в корне неверен, поскольку гиперактивность – это не просто поведенческая модель, а целый синдром, который нуждается в грамотном и квалифицированном лечении. Как и все другие синдромы и заболевания, гиперактивность у детей проявляется рядом симптомов и признаков.
При этом следует помнить, что вопрос постановки диагноза – дело не одного дня. Его могут утвердить только несколько специалистов комплексно, поскольку причины гиперактивности у детей могут крыться в различных сферах. Так, например, среди факторов, влияющих на возникновения гиперактивного поведения ребенка, выделяют:
Кроме того, сама по себе активность и неуемность ребенка не говорит о наличии синдрома. Заподозрить неладное можно и нужно только при наличии у ребенка сразу нескольких признаков гиперактивности (больше половины из нижеприведенных), но и это еще не показатель, поскольку те или иные особенности гиперактивных детей могут быть просто присущи определенному возрасту как временное явление.
Итак, что значит «гиперактивные ребенок»?
Гиперативный ребенок - симптомы
Как распознать гиперактивного ребенка, предлагаем вашему вниманию перечень признаков:
Видео: Как распознать гиперактивного ребёнка? - Доктор Комаровский
Таким образом, мы видим, как проявляется гиперактивность у детей – в постоянном, непрекращающемся движении и деятельности. Причем деятельность эта бесцельна и беспорядочна – он ничего не может довести до конца, переключаясь с одного дела на другое. Кроме того, такие дети нелюбопытны – они не проявляют особого интереса к окружающим предметам и явлениям, а в коллективе не идут на контакт. Но при этом они достаточно развиты интеллектуально, а, возможно, и наделены каким-нибудь ярким талантом.
Как правило, о наличии синдрома начинают говорить в возрасте 5-6 лет, более раннее применение методик выявления гиперактивности у детей попросту неинформативно. Наиболее ярко симптомы проявляются в начале школьного обучения – у таких первоклассников затруднена адаптация, они физически не могут высиживать за партой положенное время, мешая другим. Это негативно отражается на обучении, а также психологическом состоянии.
Гиперактивность нуждается в комплексном лечении и коррекции. поскольку кроме всего прочего может также привести к появлению неврозов, депрессий и страхов. В первую очередь следует выяснить причину такого поведения, а затем подключать медикаментозную терапию, педагогов, психологов и логопедов. Также лечение гиперактивности требует непосредственного участия родителей и ближайшего окружения.
Гиперактивность у детей: признаки расстройства и методы борьбы с ним
Что такое гиперактивность у детей? Является ли это состояние патологическим, или дефицит внимания не более, чем один из вариантов нормы? На этот счет нет единого мнения - одни доктора скажут вам, что да, гиперактивность это патология, другие назовут ее индивидуальной особенностью взрослеющей личности. Попытаемся и мы разобраться в этом вопросе.
Для начала познакомимся с классическими представлениями о данном состоянии. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это расстройство развития психики ребенка, которое носит неврологически-поведенческий характер. Если исходить из того, что это болезнь, то неплохо было бы знать, в чем причины гиперактивности у детей?
Причины гиперактивности у детей
Среди оных называют генетическую предрасположенность, нарушения развития нервной системы зародыша органического характера, родовую травму и неблагоприятные социальные условия. Как видим, две причины (нарушение внутриутробного развития и травма) позволяют нам с определенностью говорить о СДВГ как о патологическом состоянии, а вот наследственная предрасположенность и социальный фактор добавит уверенности сторонникам теории, что детская гиперактивность - это вариант нормы и не более того.
Признаки гиперактивности у детей
Сделаем следующий шаг вперед. Каковы признаки гиперактивности у детей? В первую очередь это высокая двигательная активность, импульсивность и неустойчивое настроение, постоянный дефицит внимания и повышенная возбудимость. Конечно, все эти признаки в той или иной степени встречаются буквально у каждого второго ребенка, если не у четырех из пяти. В каком случае можно говорить о том, что эти особенности характера являются симптомами СДВГ, иными словами, на чем основывается диагностика гиперактивности у детей?
В этом вопросе на помощь приходит школа или дошкольные учреждения. Дабы поставить диагноз нужно подтвердить подобное поведение ребенка в двух различных социальных группах, например, в семье и в детском учреждении, а потому данный диагноз сложно поставить в раннем возрасте, и особенно трудно выявить гиперактивность у детей до года. Ситуация проясняется, когда малыш идет в сад или школу. На какие моменты в поведении ребенка нужно обращать внимание?
Ребенок неспособен фиксировать внимание надолго на конкретном объекте, постоянно допускает мелкие ошибки в заданиях и прочих видах деятельности, не слышит, когда к нему обращаются с просьбой, охотно и с энтузиазмом берется сразу за несколько занятий, но ни одно из них не доводит до логического завершения, а отличная успеваемость по одному предмету может сочетаться с плохими результатами по иным дисциплинам.
Гиперактивный ребенок слишком разговорчив и даже болтлив, а на вопросы часто отвечает еще до того, как дослушает их до конца. Нередко подобные признаки гиперактивности сопровождаются нарушениями сна - ребенок мало спит, с трудом засыпает, а сон его отличается поверхностностью и беспокойством даже в раннем возрасте, что, кстати, позволяет заподозрить гиперактивность у младенцев.
Не стоит недооценивать и проявления со стороны двигательной активности - ребенок не может долго усидеть на одном месте, постоянно вертится, совершает навязчивые движения конечностями, часто покидает свое место в классе без разрешения преподавателя и вообще пренебрегает правилами и нормами поведения. Фраза шило в одном месте как нельзя лучше характеризует поведение гиперактивного ребенка.
Опасен ли синдром гиперактивности у детей? Скорее да, чем нет, и потому есть основания все же относить его к патологическим состояниям, а не к вариантам нормы. Дети с подобными нарушениями психической деятельности склонны к асоциальным поступкам, среди них нередки проявления насилия над сверстниками, они часто попадают в конфликтные ситуации, и конфликты эти могут разгораться как в школе, так и в семье. Страдает и учебный процесс, наблюдается неуспеваемость по ряду предметов, а в дальнейшем это сказывается и на приобретении профессионального образования. Наконец, у подобных детей склонность к суициду выше, чем в остальной популяции.
Как показали исследования, СДВГ зачастую следует за детьми и во взрослую жизнь. Чаще им страдают мальчики, потому и во взрослой популяции сохраняется данная тенденция - мужчины более склонны к проявлению гиперактивности. Гиперактивность у взрослых проявляется неспособностью усваивать необходимые знания и приобретать профессиональные навыки, сказывается это и на повседневной жизни - такие люди не в состоянии организовать свою жизнь, как правило, страдают и гендерные отношения.
Посему при диагнозе гиперактивность у детей: лечение этого состояния должно стать вопросом номер один для всех социально активных родителей. Даже если мы будем рассматривать СДВГ как вариант нормы, ничего хорошего будущему члену общества он не сулит, и полноценным членом этого самого общества такому ребенку стать вряд ли удастся.
Как бороться с гиперактивностью?
Важно понимать, что борьба с этим состоянием требует консолидированных усилий многих людей - родителей, психологов, педагогов и психиатров. Такие дети с трудом переносят обучение в обычной школе, и, возможно, обучать их придется по индивидуальной программе.
Огромную роль играет поведенческая терапия и нейропсихологическая коррекция. Конкретную стратегию разработает специалист, но в общем она сводится к выработке у ребенка привычки к дисциплине (мягко, ненасильственно), максимальное поощрение успехов и достижений и минимум критики за неизбежные неудачи.
Родители должны проявить максимум терпения и оградить ребенка от конфликтных и стрессовых ситуаций, в семье же возможные споры между родителями в присутствии чада нужно полностью прекратить.
Как лечить гиперактивность у детей, если вышеозначенные меры оказываются неэффективными? В этом случае психиатр может принять решение о необходимости фаркмакокоррекции и назначении психотропных лекарственных препаратов, но эта стратегия уже подверглась критике и на сегодняшний день от нее многие отказались. Вместо этих препаратов детям назначают средства, улучшающие кровообращение и трофику нервной ткани - ноотропы.