lovmedgu.ru

Диагностика гиперактивности у детей подросткового возраста

СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой нарушение функции центральной нервной системы. На сегодняшний день встречаемость этого диагноза среди детей растет с каждым годом. Среди мальчиков такой диагноз встречается чаще.

СДВГ у детей: причины

СДВГ может быть вызван следующими причинами:

  • нарушение работы подкорковых структур головного мозга
  • патологи развития лобных долей мозга
  • наследственность
  • перинатальная энцефалопатия
  • патология беременности у матери ребенка (гипоксия плода, обвитие пуповины, токсикоз, угроза прерывания беременности. курение, стрессы, неправильное питание)
  • особенности протекания родов: преждевременные, длительные, скоротечные, со стимуляцией родовой деятельности
  • ребенок родился недоношенным.
  • Частые конфликты, происходящие в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку может способствовать возникновению у него синдрома СДВГ.

    Диагностика СДВГ у детей

    Основным методом диагностики является метод динамического наблюдения за ребенком в естественной для него среде. Наблюдатель создает так называемую карту наблюдения, куда заносятся данные об особенностях поведения ребенка дома, в школе, на улице, в кругу друзей, с родителями.

    С ребенком старше 6 лет используются оценочные шкалы для определения уровня сформированности внимания, мышления и иных когнитивных процессов.

    При постановке диагноза также учитываются жалобы родителей, данные медицинской карты ребенка.

    Симптомы CДВГ у детей

    Первые признаки CДВГ начинают проявляться уже у грудного ребенка. Ребенка с CДВГ характеризует наличие следующих симптомов:

  • повышенная двигательная активность конечностей
  • хаотичные движения
  • часто задержка речевого развития
  • неуклюжесть
  • расторможенность
  • импульсивность
  • неусидчивость
  • невнимательность.
  • Часто у таких детей отмечается заниженная самооценка, головные боли и страхи.

    Психологические особенности детей с CДВГ

    Дети с синдромом CДВГ немного отличаются от своих обычных сверстников:

  • ребенок не может контролировать собственное поведение
  • ему трудно удерживать внимание длительное время на одном предмете
  • отмечается эмоциональная лабильность, частая смена настроения
  • ребенку трудно наладить контакт с другими детьми.
  • Обучение детей с CДВГ

    Обучение ребенка с диагнозом CДВГ требует повышенного внимания со стороны родителей и учителей, поскольку ему нужно дозировать умственные нагрузки, обеспечить по возможности частую смену деятельности во избежание потери интереса к предмету. Ребенок с CДВГ отличается неусидчивостью, он может ходить по классу во время урока, вызывая нарушение учебного процесса.

    Школа для детей с CДВГ представляет наибольшую трудность, поскольку требует от него невозможного в силу его физиологических особенностей: долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание на одном предмете.

    Лечение CДВГ у детей

    Детей с синдромом CДВГ необходимо лечить комплексно: помимо медикаментозной терапии обязательно и сам ребенок, и родители посещают нейропсихолога.

    Родителям необходимо обеспечить ребенку соблюдение режима дня, дать возможность выплеснуться накопившейся энергии путем физических упражнений и длительных прогулок. Необходимо сократить до минимума просмотре телевизора и нахождение ребенка за компьютером, так как это усиливает перевозбуждение детского организма.

    Следует ограничить присутствие ребенка с CДВГ в местах массового скопления людей, поскольку это может только усилить проявление гиперактивности.

    Из медикаментозных средств применяют: атомоксетин, кортексин, энцефабол, пантогам. церебролизин, фенибут. пирацетам, риталин, декседрин, цилерт. Рекомендуется с осторожностью применять ноотропные препараты в детском возрасте до 6 лет, поскольку они имеют ряд серьезных побочных эффектов: бессонница, повышение артериального давления, учащение пульса, снижение аппетита, формирование лекарственной зависимости.

    Ребенок с CДВГ требует особого внимания к себе как со стороны родителей, так и со стороны окружения. Правильно организованный режим дня, физические нагрузки, адекватное соотношение похвалы и критики в адрес ребенка позволят ему успешнее адаптироваться к окружающей обстановке.

    Также следует помнить, что по мере взросления ребенка проявления синдрома CДВГ будут сглаживаться и проявляться не столь ярко.

    Гиперактивность у детей: что это такое и как ее вылечить

    Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.

    Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста - учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.

    Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.

    Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое «гиперактивность»? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

    По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.

    Причины заболевания

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.

    Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

  • угроза прерывания
  • гипоксия плода
  • курение
  • неправильное питание
  • стрессы.
  • У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:

  • недоношенность (рождение крохи до 38-й недели)
  • стимуляция родов
  • стремительные роды
  • затяжные роды.
  • Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:

  • наличие у малыша неврологических патологий
  • постоянные конфликты или сложные отношения в семье
  • чрезмерная строгость по отношению к ребенку
  • отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом)
  • неправильный рацион питания малыша.
  • Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.

    Симптоматика патологии

    Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

    Признаки патологии у малышей до года

    Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:

  • излишней возбудимостью
  • бурным реагированием на разнообразные манипуляции
  • излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету
  • нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует)
  • отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца)
  • запоздалым развитием речи.
  • Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения - прорезывание зубов. изменение питания и другие.

    Симптомы патологии у детей 2-3 лет

    Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:

  • неусидчивость
  • большое число лишних движений у малыша
  • хаотичность движений
  • задержка речевого развития
  • моторная неловкость.
  • Признаки заболевания дошкольников

    В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.

    В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:

  • неусидчивость
  • невнимательность
  • непослушание
  • трудности при укладывании спать
  • замедленное развитие внимания и памяти.
  • Проявления патологии у школьников

    У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

    Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:

  • невозможность сконцентрировать внимание
  • неспособность сидеть на одном месте некоторое время
  • затруднение выслушивания взрослого
  • неуравновешенность
  • заниженная самооценка
  • вспыльчивость
  • головная боль
  • нервный тик
  • возникновение разнообразных фобий (страхов)
  • энурез .
  • Симптоматика болезни у старших детей

    Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.

    Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

    Разновидности патологии

    Людмила Константиновна: "За 3 недели глисты прошли, ребенок чувствует себя нормально. Это средство безопасно и даже полезно"

    Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

    1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».
    2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
    3. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.

    Возможные последствия

    Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем «перерастет». Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.

    Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:

    Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.

    Гиперактивные дети часто становятся творчески одаренными личностями. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.

    Диагностика патологии

    Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:

  • детский невролог
  • психиатр
  • психолог.
  • Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:

    диагностика гиперактивности у детей подросткового возраста
  • методах беседы, интервью
  • непосредственном наблюдении за поведением
  • нейропсихологическом тестировании
  • полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.
  • Как отличить активность от гиперактивности?

    Родители нередко задаются вопросом - что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:

    Attention deficit hyperactivity disorder: diagnosis, pathogenesis, principles of treatment

    Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is one of common psychoneurological disorders in children. Its diagnosis is based on the international criteria ICD-10 and DSM-IV-TR, but also should take into account the age-related dynamics of ADHD and specificities of its manifestations during the preschool, junior school and adolescent periods. Additional difficulties of intrafamilial, school and social adaptation in ADHD are often related to comorbid disorders, which are found in not less than 70% of patients. The neuropsychological mechanisms of ADHD are viewed from the positions of insufficient formation of the controlling functions that are ensured by the prefrontal regions of the brain. ADHD is based on neurobiological factors, such as genetic mechanisms and early organic damage of the brain. The role of micronutrient deficiency is studied, in particular, of magnesium that might have an additional effect on the neuromediatory balance and manifestation of ADHD symptoms. Treatment of ADHD should be based on a comprehensive therapeutic approach that presupposes taking into consideration the social and emotional needs of a patient and assessing, by dynamic observation, not only reduction of the major ADHD symptoms but also the functional outcomes, the indices of the quality of life. Drug therapy for ADHD includes atomoxetine hydrochloride (strattera), nootropic drugs, and neurometabolic medications, such as Magne В6 . ADHD therapy should be complex and sufficiently long-term.

    Key words. attention deficit hyperactivity disorder, children, diagnosis, treatment, magnesium. pyridoxine, Magne В6

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте. СДВГ широко представлен в детской популяции. Его распространенность колеблется от 2 до 12% (в среднем 3-7%), чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем соотношение - 3. 1) [1, 2]. СДВГ может встречаться как в изолированном виде, так и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию.

    Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Поэтому специалистам важно распознавать ранние проявления СДВГ и знать о возможностях их лечения.

    Симптомы СДВГ у ребенка могут стать поводом для первичного обращения к педиатрам, а также логопедам, дефектологам, психологам. Часто на симптомы СДВГ впервые обращают внимание педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений.

    Критерии диагноза . Диагностика СДВГ основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификация Американской психиатрической ассоциации DSM-IV-TR подходят к критериям диагностики СДВГ со сходных позиций (таблица) [3, 4]. В МКБ-10 СДВГ отнесен к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90) в разделе «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте», а в DSM-IV-TR СДВГ представлен в рубрике 314 раздела «Расстройства, впервые диагностируемые в младенческом, детском или подростковом возрасте». Обязательными характеристиками СДВГ также являются [4]:
  • продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес
  • постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки
  • выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
  • исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.
  • Классификация DSM-IV-TR определяет СДВГ как первичное расстройство. Одновременно в зависимости от преобладающих симптомов разграничиваются следующие формы СДВГ:
  • сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%)
  • СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%)
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).
  • В МКБ-10, которая применяется в Российской Федерации, диагноз «гиперкинетическое расстройство» примерно равнозначен сочетанной форме СДВГ по DSM-IV-TR. Для постановки диагноза по МКБ-10 должны быть подтверждены все три группы симптомов, в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 - гиперактивности, хотя бы 1 - импульсивности. Таким образом, диагностические критерии СДВГ в МКБ-10 более строгие, чем в DSM-IV-TR, и определяют только сочетанную форму СДВГ.

    В настоящее время диагностика СДВГ основывается на клинических критериях. Для подтверждения СДВГ не существует специальных критериев или тестов, основанных на применении современных психологических, нейрофизиологических, биохимических, молекулярно-генетических, нейрорадиологических и других методов. Диагноз СДВГ ставится врачом, однако педагоги и психологи также должны быть хорошо знакомы с диагностическими критериями СДВГ, тем более что для подтверждения этого диагноза важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в школе или дошкольном учреждении.

    Таблица. Основные проявления СДВГ по МКБ-10

    Группы симптомов

    Характерные симптомы СДВГ

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – как помочь ребёнку?

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – как помочь ребёнку?

    Непоседливые, невнимательные, упрямые дети, которым сложно найти общий язык со своими сверстниками, которые могут довести до сердечного приступа своих родителей и до бешенства и не адекватных действий своих воспитателей и учителей. Кто они, эти дети? Их поведение объясняется их капризным поведением или, проблема заключается в другом?

    О детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – наша публикация. Как помочь такому ребёнку, лечиться ли гиперактивности, что делать родителям таких особенных детей – вместе с нами давайте искать ответы на эти вопросы

    Что такое гиперактивность

    Если родители приведут такого ребёнка (непоседливого, невнимательного, порой агрессивного и неуправляемого) на приём к невропатологу, то смогут услышать о таком диагнозе, как СДВГ (расшифровывается, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

    Данное состояние вызывается расстройствами мозговой деятельности и первоначально всегда становится под знаком большого вопроса. Для того, чтобы точно подтвердить, что это СДВГ, врачу потребуется провести ряд тестов и понаблюдать за ребёнком несколько месяцев (за динамикой его поведения). Одномоментного визита для того, чтобы врач мог сказать гиперактивность это или просто возбуждённое состояние ребёнка, имеющее временный характер, не достаточно.

    Как правило, такой диагноз ставится деткам от 4 до 6 лет, так как гиперактивность детей более раннего возраста и более старшего возраста порою носит временный характер, и утверждать, что это действительно СДВГ вряд ли возьмётся какой-либо врач.

    Примечательно, что сегодня диагноз СДВГ могут даже поставить, когда младенец находится ещё в утробе матери или на первых месяцах жизни, но для этого необходимо тщательно наблюдать за поведением такого ребёнка

    Ставят ли диагноз СДВГ детям старше 6 лет? Конечно, да, если для этого есть объективные основания. Просто, сами родители должны понимать, что любое нарушение в поведении ребёнка необходимо не игнорировать – перерастёт, а обращаться с этой проблемой к психологу, невропатологу и прочим специалистам. Ведь, чем запущение форма нарушения – тем сложнее она поддаётся коррекции

    Ну, а самым серьёзным видом гиперактивности считается подростковая гиперактивность (мы уже говорили, что лучше проблему предотвратить, чем запустить, поэтому гиперактивность проще корректировать в раннем возрасте, для того, чтобы в подростковом не иметь проблем). Эти подростки, помимо присущего юношеского максимализма и кризиса трудного возраста, отличаются повышенной нервной возбудимостью и без надлежащей помощи могут впасть в депрессию, выход из которой они могут найти во вредных привычках, наркотиках, алкоголе

    Как утверждает психологическая практика, более половины наркоманов, подсевших на "иглу" в подростков возрасте страдали гиперактивностью

    Причины гиперактивности

    Причины гиперактивности

    На сегодняшний день медицина берется утверждать, что предпосылками для развития гиперактивности у ребёнка являются родовые травмы, фактор наследственности (гиперактивностью страдал кто-то из родителей), патологии головного мозга, перенесенные тяжёлые инфекционные заболевания матерью во время беременности или самим ребёнком в раннем возрасте.

    Всё это негативно сказывается на дисфункциях головного мозга, в частности тех участках, которые отвечают за контроль движения, реакции и внимательности.

    Симптоматика гиперактивности

    Примечательно, что выставлять диагноз синдром гиперактивности может только специалист (не психолог), так как некоторые симптомы гиперактивности очень схожи с признаками и симптомами аутизма и для того, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что диагноз верен, необходимо проверить все сопутствующие и возможные варианты заболеваний.

    Однако, сами родители, по характерным признакам в поведении ребёнка, которые являются симптоматикой гиперактивности, могут отметить, что поведение ребенка требует коррекции, и сама ситуация – консультации у специалиста–невропатолога.

    Так, в случае, если ваш ребёнок постоянно находится в движении, и посидеть спокойно хотя бы несколько минут для него составляет проблему, вы не можете привлечь и сконцентрировать его внимание даже просмотром любимого мультфильма или чтением любимой сказки, а само его поведение отличается излишней импульсивностью, которая в определенных случаях может сопровождаться неоправданной и неконтролируемой агрессией – стоит подумать о том, чтобы обратиться за консультацией к врачу.

    Самостоятельно выставлять по этим симптомам диагноз гиперактивность своему ребёнку не стоит. Вы, можете и ошибаться. К тому же, существует достаточное количество признаков гиперактивности у ребёнка и их также необходимо принимать во внимание. Причём, для разной возрастной категории существуют свои нормы и рамки, и то, что для ребёнка 4-х лет допустимо и не будет являться симптомом гиперактивности, в более старшем возрасте будет свидетельствовать о наличие такой проблемы, как СДВГ.

    Поэтому, обращайтесь за консультацией по всем возникшим вопросам к невропатологу и остеопату.

    Видео о гиперактивных детях:

    Лечение гиперактивности

    Лечение гиперактивности

    Хочется сразу сказать (возможно, это разочарует некоторых родителей) - не существует универсального способа лечения гиперактивности, который бы подходил всем деткам с диагнозом СДВГ. Только врач может назначать курс лечения и подбирать медикаментозные препараты и то, делать это он должен после длительного наблюдения за маленьким пациентом, для того, чтобы выявить степень гиперактивности.

    Также, необходимо понимать, что одним лишь медикаментозным лечением в данном случае не обойтись, да с помощью этих препаратов вам, возможно, удастся "убрать" определённую долю тревожности, нервозности и немного "присадить" и успокоить ребёнка, но необходима также и психокорекция – работа с самим ребёнком. Другими словами только комплексный подход сможет дать высокий результат.

    В случае, если СДВГ вызван механическими нарушениями структур головного мозга ребёнка, то о полном выздоровлении речи, к сожалению, не может быть. Возможно будет только уменьшить проявления заболевания.

    Лекарственные препараты, лечащие СДВГ

    На сегодняшний день все лекарственные препараты, применяемые для лечения СДВГ можно условно разделить на препараты быстрого действия (практически моментально купируют гиперактивное состояние ребёнка) и препараты длительного действия (постепенно накапливаясь в организме ребёнка они действуют изнутри на поведение ребёнка, плавно сглаживая эмоциональные бурные всплески).

    Что касается того, какой препарат лучше принимать и в какой дозировке, с какой периодичностью – то здесь требуется индивидуальный подход и изучение клинической картины каждого отдельного пациента. Единственное, что можно отметить, что достаточно эффективно себя проявили препараты стимуляторы . С помощью этих препаратов больному удаётся игнорировать отвлекающие факторы и концентрировать своё внимание на чём-то одном. Медики утверждают, что

    эффективность приёма стимуляторов проявила себя в лечении 70-80% больных с подобным диагнозом.

    Такие стимуляторы, как правило, назначаются для лечения сложных и средней сложности форм СДВГ, подходят для лечения детей старше 6 лет и взрослых. Мы умышленно не приводим их список для того, чтобы кто-либо не занялся самолечением. В данной ситуации, при диагнозе СДВГ, это будет весьма опасно.

    Побочные действия лекарств от СДВГ

    Однако, не стоит думать, что достаточно дать ребёнку таблетку, как он избавится от своей гиперактивности. Вы должны быть готовы к тому, что приём таких лекарственных препаратов, лечащих СДВГ, может сопровождаться побочными эффектами, в числе которых нарушение сна, головные боли, ухудшение аппетита, снижение веса, повышенная раздражительность и нервозность, заболевания желудочно-кишечного тракта. Однако, как уверяет медицина, в случае возникновения таких побочных эффектов, ослабить их можно с помощью смены дозировки самого препарата, смены графика приёма лекарства или же назначением другого медикамента

    СДВГ – диагноз, требующий внимания со стороны родителей и более бережного и внимательного отношения к своему ребёнку. И СДВГ необходимо лечить, а не надеяться, что всё пройдёт само собой


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Диагностика гиперактивности у детей подросткового возраста