Психология детей с зпр предмет и задачи
/ Психология детей с ЗПР
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР»
1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
3. История развития взглядов на происхождение, развитие и перспективы преодоления болезненных состояний: нозоцентрическая, антропоцентрическая и социоцентрическая модели.
4. Закономерности психического развития в норме и патологии.
5. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
Л.С.выготский о соотношении биологической и культурной линии развития.
6. Основные методологические принципы в психологии детей с ЗПР.
7. Методы в психологии детей с ЗПР.
8. Понятие среднестатистической и функциональной нормы и их роль для работы специального психолога.
9. Социально-психологическая адаптация как главный критерий нормального психического здоровья. Основные слагаемые успешной СQЦИальнопсихологической адаптации.
10. Понятие идеальной нормы развития. Типичные «видимые тенденции» изменения
поведения и деятельности у детей с ЗПР.
11. Общие закономерности аномального развития.
12. Дефект и его структура в учении Л.е. Выготского.
13. Дефект и компенсация. Условия превращения «минус - дефекта» в
«плюс компенсацию».
14. Возрастная обусловленность дефектов развития.
15. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах, первичном и вторичных дефектах (по Л.с.Выготскому).
16. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Время появления, представленность в популяции. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 1 О-го пересмотров (DSM - III - R и DSM - IV).
17. Определение. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений.
История вьщеления из детской популяции.
18. Основные классификации ЗПР по этиологическому принципу.
Психолого-педагогическая классификация ЗПР по М.е. Певзнер.
19. Общие проявления психического развития детей при ЗПР.
Психологические параметры ЗПР.
20. Психоорганический синдром. Влияние на деятельность.
21. Основные устойчивые (ядерные) признаки ЗПР, возникающие на фоне церебральной органики. Различия от олигофрении.
22. Общая характеристика психического развития детей с церебральноорганическим вариантом задержки.
23. Особенности физического развития детей с ЗПР.
24. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика на протяжении онтогенеза
ребёнка. Причины ММД.
25. Особенности психофизического развития детей с СДВГ, как проявление ММД.
26. Гиперактивность. Механизмы влияния на процесс социализации ребёнка с ЗПР.
27. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
28. Характеристика познавательной активности при ЗПР. Познавательные мотивы в структуре готовности ребёнка к школьному обучению.
29. Типичные нарушения в двигательной сфере при ЗПР церебрально-органического
генеза.
30. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР.
31. Внимание и его функции. Наиболее типичные нарушения внимания при ЗПР.
32. Характеристика речевых процессов у детей с ЗПР.
33. Особенности развития восприятия детей с ЗПР.
34. Особенности мыслительной деятельности при ЗПР разной степени тяжести.
35. Особенности мнемической деятельности детей с ЗПР.
36. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
37. Особенности личности детей с ЗПР.
38. Формирование самосознания при ЗПР.
39. Особенности развития моторики детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР.
40. Особенности предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста с ЗПР.
41. Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР. Использование игры как диагностического и коррекционного средства при ЗПР.
42. Специфика развития и смены форм общения ребёнка со взрослым на протяжении дошкольного возраста при ЗПР.
43. Готовность детей с ЗПР к школьному обучению в контексте современных тенденций в общем и специальном о
Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) - одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.
К задачам первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями можно отнести следующие:
разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений
вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции
Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии . Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 90-91.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Специфические закономерности психического развития детей с нарушением слуха. Особенности развития познавательной сферы детей с проблемами слуха: внимание, память, мышление и восприятие. Факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы глухих детей.
реферат [38,5 K], добавлена 05.12.2010
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Диагностика задержки психического развития. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей. Восприятие, мышление, внимание и память дошкольника.
курсовая работа [45,9 K], добавлена 10.11.2013
Саморегуляция познавательной деятельности у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития. Исследование особенностей регуляторной сферы и концентрации и устойчивости внимания дошкольников с ЗПР.
курсовая работа [271,3 K], добавлена 29.03.2015
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей внимания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития.
курсовая работа [63,6 K], добавлена 14.12.2010
Изучение особенностей развития детей с задержкой психического развития. Определение ЗПР, причины возникновения и виды. Нарушение познавательной, эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка. Предмет и структура, задачи и методы специальной психологии.
контрольная работа [14,4 K], добавлена 13.03.2014
Мышление как психическая особенность человека. Специфика мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Определение уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития и нарушением слуха.
курсовая работа [3,5 M], добавлена 05.10.2014
Понятие, классификация и диагностика задержки психического развития (ЗПР). Особенности личности детей с ЗПР. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Познавательная и мыслительная деятельность детей с ЗПР.
курсовая работа [65,0 K], добавлена 23.10.2010
Особенности личности у детей с задержкой психического развития, развитие мышления детей. Практические рекомендации по разработке психокоррекционных программ по развитию мышления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
дипломная работа [1,3 M], добавлена 05.04.2014
Закономерности аномалий развития психики. Общая характеристика детей с задержкой психического развития, в частности дошкольного возраста. Анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы о задержке психического развития.
курсовая работа [60,2 K], добавлена 23.10.2009
Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.
курсовая работа [36,2 K], добавлена 11.03.2011
Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Дипломная работа - Психология
Другие дипломы по предмету Психология
оциальных взаимодействий социальных институтов, опыта практической деятельности по социальному развитию личности в образовательном учреждении позволяет констатировать наличие ряда нерешенных проблем: не до конца осмысленна специфика и процесс педагогического сотрудничества всех социальных институтов по социальной помощи детям с ЗПР отсутствует модель педагогического сотрудничества участников процесса по социальной реабилитации этой категории детей в условиях массовой образовательной школы. Так на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им социально-психологической помощи.
Дело в том, что задержка психического развития (ЗПР) - это в первую очередь нарушение его темпа. Иными словами, термин задержка подчеркивает временный характер нарушения. Коварство данного отклонения в том, что оно может не бросаться в глаза до момента непосредственного столкновения ребенка с учебной деятельностью но в то же время успех преодоления и коррекционной работы напрямую зависит от своевременной диагностики ЗПР. Чем раньше она будет обнаружена, тем больше шансов на положительный результат от коррекционно-педагогических мероприятий. [1]
ЗПР относится к разряду так называемых пограничных отклонений психики, то есть занимает промежуточное место между нормальным развитием и умственной отсталостью.
Цель - изучить возможности социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития.
Гипотеза - деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
выявлены психологические особенности детей с ЗПР
определены их специфические потребности
разработана и внедрена программа деятельности социального педагога - психолога с детьми данной категории.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы ЗПР
.Изучить психологические особенности детей с задержкой психического развития
.Определить направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории и эффективности этой работы.
Объект - задержка психического развития в детском возрасте.
Предмет - деятельность социального педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития.
Методы исследования. теоретический анализ научной литературы наблюдение беседа опрос тестирование анализ продуктов деятельности количественный и качественный анализ полученных данных метод математической статистики интерпретация.
Практическая значимость -результаты данного исследования будут полезны в работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей и воспитателей.
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 14 г. Калуги.
Экспериментальная группа - учащиеся 2-х классов МБОУ СОШ №14 г. Калуги.
Структура исследования:
Глава I. Задержка психического развития как социально-психологическая проблема
психический недуг школьник педагогический
1.1 Виды ЗПР, их характеристика
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название задержка психического развития (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. [17]
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности - у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых - качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР - нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых - лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом,