Работа с детьми с задержкой психического развития
Тема: Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития
Содержание
Введение
Глава 1.Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема
1.1 ЗПР как одна из форм дизонтогенеза
.2 Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
1.3. Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР
Глава 2.Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы - Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития .
Актуальность данной темы заключается в следующем:
В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических), облегчающих процесс обучения[19 с. 12].
Для учителя, работающего со школьниками в условиях интегрированного класса, постижение сути процесса обучения детей с задержкой психического развития является чрезвычайно важным[19 с. 54].
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20-25 лет возросло в 2-2,5 раза (30% и более). Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка[15 с. 31].
Ситуация усугубляется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и внедрение усложненных программ без должной предварительной подготовки, что вызывает отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии[24 с. 22].
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР) [23 с. 65]. Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский, С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор. Однако успешному осуществлению коррекционной работы с учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического развития, а также приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике уровня психического развития ребенка: диагноз Задержка психического развития определяется исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром. При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития потенциалов ребенка[7 с. 87].
Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с задержкой психического развития такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей[16 с. 53].
Объектом нашего исследования является работа с детьми, имеющими ЗПР.
Предметом: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР.
Гипотеза: знания о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития помогают педагогам и специалистам психологической службы в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой.
Целью работы является: разработка рекомендаций для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть ЗПР как одну из форм дизонтогенеза
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
. Раскрыть содержание педагогического диагностирования младших школьников с ЗПР
. Определить специфику работы педагога с детьми имеющими ЗПР
. Определить принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися имеющими ЗПР
. Определить основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
. Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Никишина В.Б. Курск, КГМУ
Лейтмотивом выводов отечественных психологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в этих условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений о них. На этом основании результаты проведенного комплексного экспериментально-психологического обследования детей с ЗПР с использованием современного аппарата многомерной статистики позволяют выделять существенную информацию в структуре связей психологических особенностей детей названной категории.
Проведенное экспериментально-психологическое исследование познавательных особенностей детей с задержкой психического развития с использованием многомерного анализа позволило выделить существенные связи между изучаемыми познавательными процессами: вниманием, памятью и мыслительными процессами.
width="400" height="161" alt="работа с детьми с задержкой психического развития" title="работа с детьми с задержкой психического развития" style="margin:5px;float:left;" />В качестве психологического материала были использованы методики:
исследование внимания и умственной работоспособности (“Корректурная проба”)
исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву А.Н.)
исследование логической функции мышления (“Существенный признак”)
исследование аналитико-синтетической деятельности (“Исключение понятий”)
(см.Методические указания по применению соответствующих методик).
На основании полученных результатов многомерного анализа данных эксперементально-психологического исследования детей с ЗПР были выявлены специфические связи в структуре познавательных особенностей, которые могут быть использованы в системе психокоррекционной работы специалистов.
На основании результатов, полученных в ходе экспериментально-психологического исследования познавательных особенностей детей с ЗПР (Таблица 1) можно определить ведущие направления психокоррекционного воздействия при исследовании когнитивной сферы ребёнка.
Таблица 1
Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР (r/5%=0,359, =0,05 )
Коррекционная работа с детьми с ЗПР. Природа дефекта, содержание и цели работы.
Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с детскостью мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию. Для таких детей характерны непоследовательность. Безответственные, нарушение внимания, не выраженный интеллект. С трудом подчиняются правилам дисциплины.
ЗПР соматогенного происхождения . Этот тип психической задержки возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития.
ЗПР психогенного происхождения . При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: недостаточная опека, безнадзорность (у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции) гиперопека (формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду), или воспитание по типу «кумира семьи» развитие личности по невротическому типу.
ЗПР церебрально–органического происхождения . Похоже на олигофрению в степени дебильности. Проявляется из-за патологии беременности или родов, инфекции, интоксикация, травмы ЦНС до трёх лет. Сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока:
1. образовательный
2. коррекционно-развивающий
Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом виден приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР.
Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующее:
· исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития
· формирование базовых составляющих психического развития (сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий формирование структуры мыслительной деятельности)
· формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы
· коррекция эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции
· коррекция речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности
· развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. План коррекционно-развивающих мероприятий должен быть направлен на формирование интеллектуально-эмоциональных операций
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.