lovmedgu.ru

Дефицит внимания у детей коррекция

Дефицит внимания у детей коррекция

Статья с сайта Союза педиатров России:

I. Двигательная активность

II. Психотерапевтические методики

III. Психолого-педагогическая коррекция

IV. Медикаментозная терапия

Приложения:

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей часто, о чем свидетельствуют исследования, проведенные, например, в США (4-20%), Германии (9-18%) и др. Впервые в России эпидемиологические исследования по распространенности СДВГ были проведены А.Г. Платоновой и Е.В.Касатиковой под руководством И.П. Брязгунова и В.Р. Кучмы в Москве и Московской области и в г. Владимире и Владимирской области. В г. Москве распространенность СДВГ по сравнению с г. Владимиром в 1,8 раза выше, у мальчиков – чаще по сравнению с девочками (в 1,5 раза – в Москве, в 2,5 раза – во Владимире).

Причины заболевания еще не выяснены. Считают, что эпидемиология СДВГ носит комбинированный характер при доминирующей роли биологических факторов.

Существует ряд концепций, описывающих возможные механизмы развития синдрома:

1. Генетическая: у детей с СДВГ были выявлены аномалии в структуре генов дофаминового рецептора и дофаминового транспортера, но экспериментальных доказательств пока недостаточно.

2. Нейропсихологическая теория. У детей с синдромом выявлены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, внимание, оперативную память, которые могут приводить к развитию синдрома.

3. Одна из последних (нейрохимическая) предполагает нарушение метаболизма дофамина и норадреналина, выполняющих роль нейромедиаторов ЦНС.

Для установления диагноза СДВГ используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в 4-ом издании Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV) (таблица).

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV.

Дефицит внимания у детей

Рейтинг:

дефицит внимания у детей коррекция

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте. Типичными проявлениями СДВГ являются сложности в сосредоточении внимания, гиперактивность и неконтролируемая импульсивность. Неврологи рассматривают данное расстройство как хронический и стихийный сидром, для лечения которого пока что не найдено эффективных способов.

Синдром дефицита внимания у детей обычно определяют лишь в позднем дошкольном или школьном возрасте, поскольку для постановки диагноза следует оценивать поведение ребенка как минимум в двух типах обстановки (к примеру, дома и на занятиях). Чаще всего такое расстройство наблюдается у мальчиков.

Признаки дефицита внимания у детей

Особенности поведения малыша, страдающего СДВГ, принято разделять на следующие категории:

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети забывчивы, легко отвлекаются, с трудом концентрируют свое внимание. У них наблюдаются проблемы с выполнением заданий, организацией и следованием правилам. Создается впечатление, что ребенок не слушает, когда ему что-то говорят. Из-за невнимательности он часто допускает ошибки, теряет свои школьные принадлежности и другие личные вещи
  2. Симптомы гиперактивности. Малыш кажется нетерпеливым, чересчур общительным, суетливым, он не может долго усидеть на месте. В классе такие дети стремятся сорваться с места в неподходящий момент. Если говорить образно, ребенок все время пребывает в движении, словно заведенный
  3. Симптомы импульсивности. На уроках в школе такие ученики выкрикивают ответ до того, как преподаватель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда отвечают другие, не могут дождаться своей очереди. Если ребенок чего-то хочет, он должен получить это сиюминутно, никакие уговоры подождать не помогут.

Сопутствующие нарушения

Нередко дефицит внимания у детей приводит к возникновению следующих проблем:

  • Трудности в учебе. Дети, страдающие СДВГ, не способны полностью обрабатывать определенные виды информации. Некоторым тяжело понимать сведения, представленные визуально, другие не воспринимают данные на слух. Из-за этого у ребенка могут появиться проблемы в процессе изучения школьных предметов
  • Депрессия. Малыш строит стену между собой и окружающим миром, основную часть времени он грустит. У детей с дефицитом внимания обычно занижена самооценка, они проявляют мало интереса к жизни. Некоторые из них могут спать или есть гораздо больше или меньше, чем положено
  • Страхи. Таких деток часто преследуют тревожные мысли, вследствие чего они становятся пугливыми и ранимыми. Однако необходимо понимать, что страхи и депрессия в юном возрасте не всегда связаны с дефицитом внимания у детей – эти явления могут иметь совершенно иное происхождение.
  • Почему развивается синдром дефицита внимания у детей

    Дать однозначный ответ на этот вопрос специалисты не могут до сих пор. В то же время медики считают, что возникновение симптомов СДВГ может быть обусловлено целым комплексом факторов. Приведем пример некоторых из них:

  • Дефицит внимания у детей имеет тенденцию передаваться по наследству, что говорит о генетической природе этого нарушения
  • Есть основания считать, что курение и употребление алкоголя в период беременности, преждевременные роды и недоношенность также повышают риск развития СДВГ у ребенка
  • Предпосылкой для возникновения расстройства могут стать травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве.
  • В основе механизма развития дефицита внимания лежит недостаток определенных химических веществ (норадреналина и дофамина) в отдельных областях головного мозга. Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что СДВГ – заболевание, требующее серьезной диагностики и правильного лечения.

    Как бороться с дефицитом внимания

    Несмотря на распространенное мнение, что дефицит внимания у детей лечению не поддается, поведение ребенка можно скорректировать. Задача родителей в такой ситуации состоит в том, чтобы помочь чаду реализовать свой потенциал. Лечение может сочетать в себе образовательные методы, поведенческую и медикаментозную терапию. Итак, что нужно сделать, чтобы победить проблему?

    1. Информировать окружение. Люди, с которыми регулярно общается малыш, должны знать о том, что он страдает СДВГ. Не нужно бояться рассказать о расстройстве преподавателю, так ему будет легче найти правильный подход к вашему ребенку
    2. Корректировать поведение. Чадо обычно игнорирует окружающих и ведет себя плохо, но вы в состоянии объяснить ему, как воспринимать происходящее правильно. Здесь нужны многочисленные и продолжительные занятия с детским психологом. Поведенческая коррекция помогает ребенку научиться действовать в соответствии со своими знаниями, вместо того, чтобы инстинктивно реагировать на импульс, который он почувствовал
    3. Развивать навыки самоконтроля. Постарайтесь понять, что выводит малыша из состояния равновесия. Возможно, он начинает вести себя плохо, если его заставляют делиться игрушками или заниматься делами по дому. Найдите время для ежедневной работы с ребенком, покажите, как правильно реагировать на обиду и злость. Это поможет ему научиться держать себя в руках
    4. Закреплять успех. Дети с СДВГ не способны учиться на прошлых событиях. Достижения можно закрепить при помощи обратной положительной реакции. Если ребенок справился с заданием, поощрите его. Это может ему надолго запомнить правильную схему поведения
    5. Использовать медикаменты. Лечение дефицита внимания у детей может проводиться с применением лекарственных препаратов, регулирующих уровень химических веществ в мозге. Определенные успокоительные средства помогают малышу сосредоточиться, способствуют облегчению процесса обучения. Чтобы добиться хорошего результата, медикаментозную терапию сочетают с поведенческой.

    Поиск

    Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

    20.jpg" /%

    Недостаток внимания присущ многим детям однако у гораздо меньшего количества детей наблюдается расстройство, называемое "дефицит внимания". Мы, родители, должны быть очень внимательными, чтобы понять разницу, распознать, когда наши дети попадают в этот диапазон, и предпринять соответствующие меры.

    В стране развернулась полемика: каждому тридцатому ребенку в США в возрасте от пяти до 19 лет прописывают препарат Ritalin , а в некоторых американских школах от 30 до 40% учеников принимают! по назначению врача стимуляторы, чтобы контролировать свое поведение в классе. Совершенно очевидно, что количество диагнозов таких нарушений, как дефицит внимания и синдром гиперактивности с дефицитом внимания, возрастает. Одни специалисты говорят об "эпидемии" этой патологии у детей, которые не могут вести себя спокойно или сконцентрировать внимание. Другие специалисты утверждают, что это нормальные дети, но не получающие того внимания родителей и учителей, которое они заслуживают. Третьи же считают, что это обычные дети, которым просто не хочется быть смирными, — им нужно быть в движении. Наша задача, задача родителей, — защищать своих детей от "залечивания", но в то же время делать все от нас зависящее, чтобы помочь им справиться, когда трудно сосредоточиться, выполнить домашние задания или другую работу. Даже есливы, равно как и врач ребенка, считаете, что прием лекарственного препарата не помешает, это не должно отвлечь вас от решения основной проблемы: ребенок должен научиться концентрировать внимание, доводить работу до конца и стать прилежным учеником на всю жизнь. Существуют методики, помогающие ему добиться этого.

    Шесть стратегий коррекции дефицита внимания

    Вот несколько стратегий, которые помогут ребенку сосредоточиться и преуспеть в учебе.

    1. Позаботьтесь о том, чтобы сложность заданий, с которыми имеет дело ребенок, соответствовала его уровню. Вы должны быть уверены в том, что учеба ребенка в школе соответствует уровню его развития. Например, если он читает на "посредственно", не ожидайте, что он станет делать это на "отлично". В идеале, задания всегда должны быть направлены на то, чтобы ребенок превзошел свои возможности еще на одну ступеньку.

    2. Организуйте специальное место для выполнения домашних заданий. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было спокойное место для работы без таких отвлекающих факторов, как телевизор или присутствие других членов семьи. Здесь у ребенка должны быть

    стол, хорошее освещение, устойчивый стул и все необходимые школьные принадлежности в таком порядке, чтобы ему не надо было то и дело вставать и что-то искать.

    3. Сократите время работы. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять. Примите этот промежуток времени за нормальную длительность его работы и соответственно организуйте перерывы, чтобы он мог закончить работу, запланированную на этот отрезок времени. Иногда помогает таймер: он позволяет ребенку отслеживать время следующего перерыва. Постепенно, по мере улучшения концентрации внимания, увеличивайте продолжительность рабочего времени.

    4. Разбейте задание на части. Теперь, когда вы знаете, как долго ребенок может работать без перерыва, разбейте его задание на части, которые соответствуют возможностям его внимания. Старайтесь понемногу увеличивать размер этих частей и время, в течение которого ребенок будет без перерыва выполнять задание.

    5. Придерживайтесь расписания. Детям необходим устойчивый распорядок дня. Отведите время ежедневного выполнения уроков в часы, наиболее удобные для ребенка, и придерживайтесь этого расписания.

    6. Помогайте ребенку запоминать. Существует много способов помочь ребенку научиться вспоминать и запоминать информацию. Предположим, ему задали прочитать о динозаврах.

    • Почитайте маленькому ребенку вслух и, останавливаясь примерно через каждую минуту, спрашивайте его: "Что ты узнал?"

    • Дайте ребенку большой лист бумаги и цветные фломастеры (карандаши). Почитав ему минуту, остановитесь и попросите быстро нарисовать образ, сложившийся после услышанного.

    • Если ребенок читает сам, научите его записывать основную идею каждого прочитанного абзаца на небольшой карточке размером приблизительно 7,5 х 12,5 см. Этими карточками можно пользоваться позже для повторения материала.

    • Умение вести записи может стать очень ценным навыком в школе, помогающим запомнить важные моменты, сказанные учителем, и записывать задания на дом. Покажите ребенку, как правильно вести и организовывать записи, чтобы он мог сам пользоваться ими.

    • Научите ребенка излагать, т.е. кратко пересказывать своими словами, короткие фрагменты рассказанного другими. Способность излагать по-своему и понимать, что хотят сказать другие, является чрезвычайно важным в жизни навыком. Пусть ребенок тренируется делать это дома за столом с членами семьи или в других подходящих для этого ситуациях.

    • Поощряйте старания ребенка. Не скупитесь на похвалу за каждый шаг на этом пути. Не сравнивайте его работу с работой братьев, сестер или друзей. Отмечайте каждое, даже маленькое улучшение внимательности или продуктивности работы.

    План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

    Были ли вы сами неугомонным и беспокойным ребенком, которому больше нравилось бегать, чем сидеть спокойно? Нравилось ли j вам весь день мечтать? Беспокоило ли это ваших родителей? Как вы учились в школе? Принимаете ли вы лекарственные препараты, помогающие сохранять внимание?

    А теперь подумайте о своем ребенке. Как бы вы описали его способность сосредоточиться и выполнить задание? Каков он в сравнении со своими братьями, сестрами и другими детьми его возраста? Что больше всего беспокоит вас? Запишите то, что волнует вас больше всего.

    Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного

    поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

    1. Поставьте себя на место ребенка. Представьте, что вы находитесь и классе и выполняете сложное задание, на котором вам действительно нужно сосредоточиться. Что вы чувствуете при этом? Что вы могли бы сделать для ребенка, чтобы он стал спокойнее и увереннее? Запишите план изменений.

    2. Представьте ребенка, когда ему трудно сконцентрироваться на выполняемом задании. Как вы реагируете, когда он не может сосредоточиться? Помогает ли ему это выполнить задание и быть довольным собой? Есть ли что-то, что вы могли бы предпринять, чтобы дела пошли лучше? Запишите свои мысли.

    3. Обратитесь к стратегии 1. Поговорите с учителем ребенка и убедитесь в том, что работа, выполняемая им в классе, соответствует его возрасту и способностям.

    4. Обратитесь к стратегии 2. Организуйте специальное рабочее место для ребенка, если вы еще не сделали этого.

    5. Обратитесь к стратегиям 3-5. Сначала оцените объем внимания ребенка, после чего соответствующим образом организуйте его работу. Постепенно, по мере улучшения способности ребенка к концентрации и повышения продуктивности его работы, увеличивайте время выполнения задания.

    6. Обратитесь к стратегии 6. Выберите два-три подхода, применимые к ситуации с вашим ребенком. Если через несколько недель вы не заметите улучшения, проконсультируйтесь у специалиста.

    Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

    Как вы будете использовать шесть стратегий и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

    Коррекция синдрома гиперактивности у детей (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

    Дети с синдромом гиперактивности отличаются от обычных сверстников безудержной энергией, которая их переполняет. Они постоянно двигаются, и заставляют двигаться окружающих. Во время занятий они рассеянны, невнимательны, любят поговорить и мешать другим. Неадекватно или с обидой реагируют на замечания, конфликтуют в коллективе. Что же это, нарушение психики или признак дурного воспитания? Ответить на такой вопрос не всегда может и специалист.

    Возможно, ребёнок наделён болезнью с нарушением функций деятельности отдельно взятых подкорковых структур или участков головного мозга (минимальная дисфункция головного мозга). В этом случае нужна коррекция синдрома гиперактивности у детей (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). СДВГ - распространённое название среди медиков и психологов.

    Причины появления заболевания

    Картина болезни изобилует нарушениями поведения, трудности коммуникабельности восприятия и социальной адаптации. Всё это даёт нам понять, что СДВГ может быть вызвано различными независимыми факторами, среди которых можно выделить «биологический» (наследственность, тяжёлая беременность, травмы при родах), «генетический» (системы мозга развитые с отклонением), «социальный» (характер родителей, условия жизни и воспитания в семье и в коллективе).

    По поводу других факторов учёные предполагают, что экология, продукты питания, отсутствие необходимых витаминов и минералов тоже могут негативно отразится на ребёнке.

    Синдром гиперактивности не совсем можно назвать болезнью, так как он является неврологическим нарушением. Ребёнку сложно правильно воспринимать информацию, так как возникают трудности в отличии главного от второстепенного. Воспитание такого чадо является сложным и трудоёмким процессом. Обнаруживается такая проблема в возрастном отрезке 5-7 лет, когда количество занятий с ребёнком увеличивается и заставляет ребёнка учится быть усидчивым и внимательным. Раньше, как правило, диагностировать проблему очень сложно, так как подвижный и активный малыш не вызывает подозрений.

    Тремя признаками, по которым можно более или менее точно установить наличие синдрома гиперактивности это импульсивность, неконцентрированность и гиперподвижность. Чтобы самостоятельно установить наличие СДВГ можно дать ребёнку 2 одинаковые картинки и попросить найти отличия (в детских журналах таких очень много).

    Или пусть ребёнок выберет игрушку, которая нравится ему больше всего и попробует описать её настолько подробно, насколько сможет. Маленькие дети в силах уделять больше времени тем занятиям, которые им нравятся, как пример играть с конструктором, гулять на улице или смотреть мультфильм. Гиперактивный ребёнок редко может выдержать и 5 минут за одним занятием.

    Нормальным в таком возрасте считается, когда ребёнок вертится, когда ему не очень интересно, но наблюдая за малышом СДВГ создаётся впечатление, что ноги руки и голова живут отдельной жизнью, поведение ребёнка неконтролируемо и непредсказуемо.

    Спокойно играть или отдыхать (мучается сам и не даёт покоя другим) не умеет. Если это отражается на фоне каких либо значимых событий, рождение братика, переезд, травма или трагедия - то это нормально. Так как психика людей многогранна и нельзя однозначно утверждать какую-то определённую модель поведения данного индивидуума.

    В чем состоит коррекция синдрома гиперактивности у детей?

    Гиперактивным детям необходимо задавать чёткие и последовательные правила, которые просто понять и соблюдать. Нужно поощрять за выполнение, а не только критиковать за неправильное поведение.

    Задавать рамки в поведении, чтобы было понимание, чего от них ожидают окружающие.

    Сконструировать чёткую систему дисциплины. Родителям необходимо обучится методам поддержания дисциплины и реакции на негативное поведение, с применением штрафов или отсутствием привилегий.

    Создание чёткого плана изменения поведения, с целью устранить негативные качества, без травм для ребёнка. Как пример – ежедневно играть на протяжении часа и если ребёнок не будет отвлекаться – награждать его. Постепенно коррекция даст положительные плоды.

    Необходима помощь в организации деятельности ребёнка, расписание будет замечательным помощником. Должен быть график каждодневных одинаковых занятий, от начала дня до времени сна. Тут должно быть указано время, отведённое на игры, прогулку, еду, обучение и т.д.

    Порядок должен присутствовать везде, в школьных вещах, игрушках, предметах обихода, одежде, предметах туалета. Обязывайте ребёнка поддерживать постоянно и во всём аккуратность.

    дефицит внимания у детей коррекция

    Выполнение домашнего задания осуществляется в тихом месте, где никто не мешает, и получены чёткие инструкции, выделенное время для отдыха. Несение ответственности за выполнение, а родители не должны делать то, что ребёнок может сделать сам.

    Отдельно стоит также рассказать об опасностях вождения автомобиля с синдромом СДВГ:

    - ограниченная внимательность,

    - склонность к рискам,

    - импульсивность,

    - необдуманная оценка ситуации,

    - склонность создавать ненужные и опасные ситуации.

    Помните, что у самых спокойных людей может появиться на свет ребёнок с неуравновешенным темпераментом, он будет задавать 100 вопросов в секунду, и повторять их пока не получит ответ. В интеллектуальном плане они могут опережать ровесников, так как не представляют жизни без постоянного получения информации, отчего могут быть беспричинно реагировать злостью. Но в эмоциональном плане им тяжело себя контролировать и они остаются малышами.

    дефицит внимания у детей коррекция

    Если Вы заметили что-то полезное в нашей статье для себя, то прежде чем привести в действие наши советы консультируйтесь со специалистами.

    Бобрышев Тарас, rasteniya-lecarstvennie.ru


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Дефицит внимания у детей коррекция