lovmedgu.ru

Измерение рыночной власти

Видео: Валентин Катасонов, видеоблог 2, ч. 1, "Политические и духовные враги России"

Подход к определению показателей рыночной власти основан на

сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и затрат: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных затрат, тем большей рыночной властью обладает фирма и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

Большинство показателей рыночной власти явно или неявно оценивает либо величину экономической прибыли, либо разницу между ценой и предельными затратами.

Экономическая прибыль— разница между общим доходом и издержками, которые включают вмененные (дополнительные к бухгалтерским, неучтенные в бухгалтерских) издержки производителя, упущенные им возможности. Чистая экономическая

прибыль рассчитывается как разница между расчетной бухгалтерской и нормальной прибылью.

Бухгалтерская прибыль - общая валовая прибыль предприятия за счет всех иточников за вычетом платы за ресурсы и процентов за краткосрочные кредиты. Бухгалтерскую прибыль находят путем определения разницы между общим доходом и денежными издержками, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предприятия.

Нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того,

чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создает условия для доступа в отрасль новых компаний. При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчете на более благоприятные возможности производства других товаров.

Нормальная прибыль - важный компонент условий совершенной конкуренции,

при которых в долгосрочном периоде возможно получать только нормальную прибыль.

Предельные затраты - дополнительные издержки производства, необходимые

для производства дополнительной единицы продукции.

Для измерения рыночной власти фирмы используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.

Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:

Видео: Мена (эпизод)



При вычислении и использовании индекса Бэйна возникает ряд трудностей:

• в оценке стоимости капитальных активов и величины амортизации-

• в оценке расходов на нематериальные активы (прежде всего на рекламу и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), которые по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным затратам (совершаются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет)-

• в учете налогов на прибыль и учете рискованности вложений капитала.

Индекс Лернера - использование данного индекса для оценки степени монопольной власти было предложено в 1934 г. экономистом Аббой

Лернером:

L = (Р - МС) / Р, где

L -индекс, показывающий степень монопольной власти-

Р -цена-

МС-предельные издержки.

Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. Значение индекса Лернера всегда находится между 0 и 1. При совершенной конкуренции он равен 0.

Цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над пре-дельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с

издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограни-чивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти, характеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (изме-ряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:

q = P / C , где:



Р - рыночная стоимость активов фирмы-

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности спроса. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, продукт фирмы не должен иметь близких заменителей. Следовательно, если рыночная доля фирмы стремится к единице, т. е. структура рынка приближается к монопольной, то эластичность спроса (приближающегося к рыночному спросу) будет стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка данной фирмы.

Для преодоления этой проблемы А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Измерение рыночной власти