Концентрация и олигополия
Видео: Олигополия.Библия.Концентрация капитала и войны
В любой отрасли можно выделить два вида концентрации: продавцов (или рынка) и производства.Концентрация рынка – это степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм.
Применительно к рыночным процессам концентрация представляет собой сосредоточение производства или продаж у небольшого количества хозяйствующих субъектов. Например, максимально возможный уровень концентрации- это признак монополии. И наоборот, низкая степень концентрации характеризует такой тип рыночной структуры, как совершенная конкуренция.
Для количественной оценки концентрации рынка используют три показателя:
? численность действующих на рынке продавцов-
? доли продавцов на рынке (Di) -
? коэффициенты рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной
концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)
Доля продавцов на рынке рассчитывается по формуле:
D = V I V t• 100, где: Vi- объем реализации товара i –м продавцом-
Vt - объем реализации товара на рынке.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет 65% и более. Если доля хозяйствующего субъекта не превышает 35%, то его положение не считается доминирующим и он не имеет рыночной власти.
Коэффициент рыночной концентрации рассчитывают как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. В отечественной практике обычно рассчитывают коэффициенты концентрации трех (СR- 3), четырех (СR- 4), шести (СR- 6), восьми (СR- 8), десяти (СR- 10) или двадцати пяти (СR- 25) крупнейших продавцов (производителей, поставщиков).
Отрасли, в которых на долю четырех крупнейших фирм приходится
59 и более процентов отраслевого выпуска, считаются высококонцентрированными. Для них характерна ситуация сильной олигополии - явное доминирование на рынке нескольких ведущих фирм.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) пока- зывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
ННI =
n
? Di 2
I=1
где:
Di - доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %-
n – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке.
Величина ННI варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия – 100% рынка).
Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в
этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - "картельное соглашение". Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Картель редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок,
так как:
? вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий,
? велика конкуренция среди участников картеля, проявляющаяся в попытках одного из участников захватить большую долю рынка, путем снижения цен или активной рекламы своего товара.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОРЕС), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для
взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).
Олигополия значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию.
Поделиться в соцсетях:
Похожие