Структура рынка и разнообразие продукта
Видео: 9 Шокирующих Фактов об Корейской Индустрии Красоты
Разнообразие продукта на рынке тесно связано с его структурой. Изопределения двух крайних типов рыночных структур - монополии и совершенной конкуренции следует, что фирма-монополист и фирмы в условиях совершенной конкуренции предлагают на рынке однородный продукт, не нуждающийся в рекламе.
При монополистической конкуренции продавцы на одном и том же рынке часто обеспечивают разнообразие схожих продуктов. Иногда разнообразие, порождаемое производителями, растрачивающими ресурсы для производства множества практически идентичных марок изделий, нерационально велико. Поскольку обеспечение разнообразия ведет к неоправданным затратам, общество должно осуществлять выбор производства только некоторых из огромного количества товаров и услуг. Ограничение числа наименований производимых благ на большинстве рынков компенсируется эффектом экономии от масштаба, то есть производством большего объема каждого вида благ при низких удельных издержках. Если больший объем продукции производится меньшим числом фирм, то цены и удельные издержки становятся ниже.
Эффективность разнообразия зависит так же от уровня социально- экономического развития государства, в котором локализован рынок. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, поскольку увеличивается потребительский спрос на разнообразные блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса достаточно продукции только одной фирмы. По мере роста экономики и расширения потребительского спроса, открываются возможности для притока большего числа фирм, и рыночные структуры эволюционируют в сторону монополистической конкуренции, обеспечивая потребителям выгоды от разнообразия.
Выигрыш от разнообразия может быть получен путем использования преимуществ международной торговли. Большая часть торговых операций между промышленно развитыми странами осуществляется в рамках одной и той же отрасли. Эта торговля в области дифференцированных продуктов обеспечивает людям взаимодействующих стран доступ к более широкому ассортименту продуктов, каждый из которых производится для мирового
рынка, следовательно, может быть произведен в разумно больших масштабах.
При олигополии на рынке господствует несколько крупных фирм (примерно от трех до пяти). Олигополия существует потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок, поскольку стоимость выхода на рынок высока (в автомобильной промышленности величина необходимого для этого капитала доходит до миллиардов долларов). Например, до начала 1960-х гг. американская автомобильная промышленность
являлась примером олигополии. Однако, по мере прихода на американский автомобильный рынок, компаний из Японии, Германии, Южной Кореи и некоторых других стран, структура автомобильной промышленности трансформировалась в монополистическую конкуренцию.
Поделиться в соцсетях:
Похожие