Отрасль и эффективность функционирования экономики. Государственное регулирование отраслевых структур
Видео: Теория отраслевых рынков. Лекция 4. Азамат Кашакбаев (CERGE-EI, Прага)
Одним из основных условий эффективного функционирования национальной экономики является сбалансированность ее отраслевой структуры и наличие конкурентной среды. Следовательно, отраслевая политика государства должна быть направлена на развитие этих факторов.К целям государственной отраслевой политики относятся три главные концепции воздействия государства на деятельность фирмы:
1) Содействие экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, в результате которой достигается эффективное распределение ресурсов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.
2) Оптимизация поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды это процесс, позволяющий фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Так как рынки постоянно эволюционируют, отраслевая политика должна создавать условия благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами).
3) Содействие лучшему функционированию общества в целом. Отраслевая политика государства отражает общественные интересы:
- защита национальной промышленности,
- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях,
- развитие регионов,
- защита занятости,
- стимулирование фирм лидеров,
- защита от иностранного капитала,
- развитие мелкого и среднего бизнеса,
- защита прав потребителей,
- установление правил добросовестной конкуренции,
Важным направлением государственного регулирования развития отраслей является антимонопольная политика, целью которой являются:
• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике-
• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние-
• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими).
Разные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на
позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие действия:
1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка-
2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом-
3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем-
4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы-
5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть-
6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи-
7) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.
На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:
1) Отсутствие однозначной трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных.
2) Неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры, так как часто не очевидно, какой рыночный агент является ущемленной стороной. Разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.<< ПредыдушаяСледующая >>
Поделиться в соцсетях:
Похожие