Олигополистическое ценообразование и ценовая дискриминация в здравоохранении
Как отмечалось выше, основными источниками рыночной власти вздравоохранении служат административные барьеры, а вступление в отрасль ограничивается государством. Отсутствие более мощных причин повышения рыночной власти отдельных фирм, низкая степень концентрации производства приводит к тому, что механизмы олигополистического ценообразования не действуют.
Подобие олигополистической структуры рынка формируется среди производителей дорогостоящего, наукоемкого и материалоемкого оборудования, требующего большого масштаба производящей фирмы (например производители компьютерных томографов). На этом рынке действует семь фирм- «Elscint», «General Electric», «Philips», «Picker / Marconi»,
«Shimadzu», «Siemens» и «Toshiba». Возможно, существуют и другие производители, но доля их на рынке ничтожно мала. Сравним ценовую политику этих фирм с политикой производителей готовых лекарственных средств на уже приведенном ранее примере с парацетамолом.
Сведения таблицы 12 показывают, что по мере приближения рыночной структуры к олигополистической, разброс цен на однородную продукцию уменьшается, то есть вступают в действие законы олигополистического ценообразования. Большой разброс цен объясняется сильной дифференциацией продукта (излучатели различны по своим техническим характеристикам).
Гораздо чаще в отрасли встречаются примеры ценовой дискриминации. Например, врач общей практики, либо дантист может существенно снизить цену за услугу для малообеспеченного пациента, и назначить мак- симальную цену для заведомо платежеспособного клиента.
Таблица 12 -
сравнительная характеристика разброса цен в подотраслях здравоохранения
Видео: Речь на коллегии Агентства по защите конкуренции
Политику ценовой дискриминации в здравоохранении ведет государство. Льготный отпуск медикаментов, льготное протезирование для отдельных категорий граждан – не что иное как проявление такой политики. В отличие от политики фирм, когда целью дискриминации является сохранение валовых доходов и прибыли, государство устанавливает разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей с целью защиты материальных интересов отдельных социальных групп.
Поделиться в соцсетях:
Похожие