Концентрация и монополия
Видео: 2001 Концентрация производства и монополии
Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но концентрация не обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста. Этому, в частности, противодействует антимонопольное законодательство, при помощи которого многие государства регулируют процессы концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов. Статистика рыночной концентрации систематически публикуется в печа- ти.В соответствии с Российским антимонопольным законодательством, для признания положения предприятия доминирующим, необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. В отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому
анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотреблением им.
Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:
1. Нормальная концентрация: СR3 < 45%- ННI< 1000 – неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45% < СR3 < 70%- 1000 <2000 – умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: СR3 > 70%, НН1 > 2000 – слабая конкурентная среда.
В результате анализа показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности.
По сведениям Государственного комитета по антимонопольной политике, монополий национального масштаба, то есть предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного. Это так называемые «технологические монополии»: военно-промышленный комплекс, газодобыча, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, почта. В качестве примера монополистического предприятия приведем концерн «Газпром», РАО «ЕЭС».
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.
Поделиться в соцсетях:
Похожие