Рыночная власть в здравоохранении
Видео: Рабинович: Проводить выборы – к власти могут прийти воры, а не проводить – они при ней и останутся!
Как любая отрасль социальной сферы, здравоохранение находитсяпод регулирующим государственным воздействием, которое несколько искажает проявление рыночных законов в процессе функционирования предприятий. Необходимость государственного регулирования рыночных отношений в здравоохранении определяется тем, что здоровье нации является одним из главных показателей уровня социально-экономического раз- вития страны и ее важным стратегическим ресурсом. Государственное регулирование рыночных процессов в отрасли происходит путем разработки налоговой, ценовой и инвестиционной политики, а так же целевых региональных программ социально-экономического развития (в Российской Федерации - Территориальные программы государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи- в Англии- The Patient? s Charter- в США - Медикейт и Медикер).
В то же время здравоохранение, как сектор рыночной экономики исходит из общих задач бизнеса и ставит целью получение максимальной прибыли. Наиболее явно рыночные механизмы влияют на развитие двух подотраслей: фармацевтическую и медицинскую промышленность.
Основными источниками рыночной власти в здравоохранении служат административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль ограниченно государством путем выдачи лицензий и патентов на изобретение. В зарубежной практике патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких корпораций как концерн JOSTRA - новатор в перфузионной технологии, SHIMADZU – рентгеновское оборудование, компьютерные томографы, ангиографические установки. В современной российской практике при помощи этого механизма так же ограничивается круг производителей отдельных предметов медицинского назначения (протезы сосудов и клапанов сердца, сложные металлоконструкции для остеосинтеза и т. п.).
Важным механизмом государственного регулирования оборота лекарственных средств и медицинского оборудования, служащим источником увеличения рыночной власти российских производителей на внутреннем рынке являются таможенные ограничения и прямые запреты на импорт.
Рыночная власть в фармацевтической и медицинской промышленности зависит от следующих факторов:
1. Перекрестная эластичность спроса. Например, спрос на препарат с международным непатентованным названием «Диклофенак» будет различен, в зависимости от ценового предложения производителей, которых только в Государственном реестре лекарственных средств насчитывается свыше пятидесяти (с учетом лекарственных форм препарата) (табл.4).
Представленный продукт является заменяемым, а спрос на него эластичен, следовательно, попытка отдельного производителя увеличить цену приведет к снижению спроса на его продукцию. То есть в данном примере фирмы-производители практически не обладают рыночной властью.
2. Количество фирм на рынке. В настоящее время основной объем
отечественной медицинской продукции (около 90%) выпускается на 168 специализированных (базовых) предприятиях и организациях. На них производится около 2 500 наименований лекарственных средств и медицинской техники и примерно 7000 наименований изделий медицинского назначения. В отрасли занято около 91 тыс. человек, в том числе 66 тыс. человек на предприятиях фармацевтической промышленности и 25 тыс. человек – медицинской техники.
Таблица 4 -
варианты торгового наименования и производители ЛС
Видео: Рабинович: Пришло время менять систему, при которой "баре" думают, что управляют народом!
(на примере МНН «Диклофенак»)
Видео: Здравозахоронение в РФ. Последнее 55 место в рейтинге стран
Регулирующее воздействие государства приводит к достаточно высокой степени монополизации рынка отечественных лекарственных средств (без учета импортных аналогов). В таблице 5 отражены сведения по итогам 2004 года: 10 ведущих отечественных производителей удерживают 84,7 % по объему продаж на рынке российских готовых лекарственных форм.
3. Поведение фирм на рынке. Так как получение высоких доходов
очень притягательно для любой фирмы, поэтому поведение фирм на рынке, их ценовую политику регулирует государство при помощи антимонопольного законодательства, установления максимально-допустимых торговых надбавок, регламентации закупок товаров для государственных нужд.
Предельные розничные и оптовые торговые надбавки устанавливаются в процентном отношении к цене завода-изготовителя распорядительным документом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ограничение распространяется на ЛС и ИМН, закупаемые из средств бюджета и обязательного медицинского страхования.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (Ст. 71. БК РФ). Заключение государственных контрактов предполагает процедуру конкурсной закупки.
Таблица 5 -
рейтинг производителей ЛС в 2004 году
Видео: 25 лет грабежа и обмана
**Источник: ЦМИ «Фармэксперт»
Поделиться в соцсетях:
Похожие