Развитие речи
Видео: Как говорят животные. Развивающий мультфильм для детей. Учим голоса и звуки животных. Развитие речи
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. Этот процесс включает разные линии развития.Компоненты речевого развития.
К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000, в 5 лет — 2500-3000 слов
В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. Вначале эгоцентрическая речь органически вплетена в процесс практической деятельности ребенка. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. К концу дошкольного детства этап планирования становится внутренним, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.
В общении ребенка со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста, появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — монологическая речь. В монологическом высказывании ребенок передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Грамматика речи
В раннем возрасте развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
В младшем и среднем дошкольном возрасте с понятием «слово» дети нередко идентифицируют целое предложение, что свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении.
Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами. Например, на вопрос: «Сколько слов в предложении «Маленькая девочка ест сладкую конфету»?» — ребенок-дошкольник может ответить: «Два». Когда его просят назвать первое слово, он произносит: «Маленькая девочка». На просьбу назвать второе слово отвечает: «Ест сладкую конфету».
Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.
Ребенок 3-5 лет верно понимает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества- вспомним некоторые из них.
«От мятных лепешек во рту — сквознячок». «У лысого голова — босиком».
«Бабушка! ты моя лучшая любовница!» «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Да что ты от меня все ухаживаешь?» «Смотри, как налужил дождь!» «Я уже начаёпился».
«Мама сердится, но быстро удобряется».
Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Папочка, покажи твои папонки!»
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Письменная речь.
Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках и условиях формирования у детей дошкольного возраста наиболее сложного вида речи — письменной.
Формирование этой способности закладывается в раннем дошкольном детстве и связано с появлением графической символики. Если ребенку 3—4 лет дать задачу записать и запомнить фразу (дети в этом возрасте, естественно, не умеют еще ни читать, ни писать), то сначала ребенок как будто «записывает», оставляя на бумаге бессмысленные черточки, каракули. Однако, когда ребенка просят «прочитать» записанное, то создается впечатление, что он читает свои изображения, указывая на вполне определенные черточки, как будто для него они обозначают что-то конкретное. Для ребенка данного возраста нарисованные черточки, по-видимому, превратились в мнемотехнические знаки — примитивные указатели для смысловой памяти. Эта мнемотехническая стадия является началом будущего письма. Детский рисунок является символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка.
Установлено, что первоначально в письменном воспроизведении слов ребенок- дошкольник копирует ритм произносимой фразы в ритмике записываемых знаков и в длине «записи». Ребенок записывает короткие слова штрихами соответствующей длины, а длинные — большим количеством каракулей.
Малыш, которому с помощью пиктограммы сложно изобразить какое-либо слово или фразу, поступает следующим образом. Он рисует легко изобразимый, но связанный с запоминаемым словом по смыслу предмет. Иногда предмет заменяется изображением только какой-либо одной его части или схемой. На следующей стадии он рисует вместо предмета какой-либо условный знак. Этот путь ведет к переходу от пиктографического к символическому или к привычному для нас знаковому письму. Развитие письма идет по пути превращения недифференцированной записи в настоящий знак.
Поделиться в соцсетях:
Похожие