lovmedgu.ru

Воспитание как педагогическое явление

Видео: Модуль 1 - Сиротство, как социально педагогическое явление особенности личностного развития детей с

« Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически».

/ К. Ушинский /

В зависимости от того, как производится трактовка понятия “воспитание”, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности данного явления. Именно поэтому важно вникнуть в основное содержание соответствующих терминов.



Понятия “воспитание”, “самовоспитание”, перевоспитание”



Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание” — это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

Центральное понятие "воспитание" имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь, отметим "становление" — термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый — целенаправленность, наличие какого-то образца, даже самого общего характера, как социально-культурного ориентира, второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества, третий — присутствие определенной системы организуемых влияний.

Становление личности, свершающееся в жизни индивида, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название “самовоспитание”. Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: теперь соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее далеко по дороге собственного совершенствования. "Самовоспитание" подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника — он сегодня эмапсипировался от воспитывающих его взрослых и свое "Я" превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.

Латентный характер (скрытый, невидимый — лат.) протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие "перевоспитание" как отражение этой стороны педагогической деятельности.

Приставка “пере-“ уже сама по себе говорит о желании что-то изменить, сделать по-новому, заново, иначе, по-другому, не так, как оно есть сейчас. К понятию "перевоспитание" обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности. противоречащих человеческому общежитию, в том числе, и о противоправных деяниях.

"Перевоспитание" — термин далекого педагогического прошлого, когда человек, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно "удалять", "уничтожать", даже "вытравливать", "подавлять" (при этом упускалась нечаянная возможность "подавить" и саму личность), а положительные — вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, в который педагог может вставить нужную кассету с хорошей чистой записью, а дурную кассету, с непристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике. апеллирующей к медицинской аналогии: педагог, якобы, иногда должен быть подобен хирургу, скальпелем удаляющему "ненужное" в организме или заменяющему "больной орган" "здоровым".

При этом умаляется, что медицина максимальные усилия направляет на то. чтобы при «течении организма ни в коем случае не разрушить личность, не подавить ее, не притушить в ней социально-личностное и, тем более, индивидуальное.

Как видим, сложности в изучении научно-теоретической картины воспитания как социально-психологического, социально-культурологического и педагогического явления начинаются с первых шагов, которые предстоит делать педагогу, намеревающемуся работать с обучаемыми на основании научных истин.



Сущность воспитания и его особенности



Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Воспитание относится и к психологической сфере, так как обращено непосредственно к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Воспитание — элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь индивиду в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее человек должен произвести за предельно короткие сроки.

Если взглянуть на воспитание философски, то мы увидим целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены.

Ну а если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то и тут мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки: производит она это подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода- в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных—это только зачатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды. которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и всё более наделяя эти направленные усилия целью.

Мы изберем для выявления сущности воспитания позицию профессионально-педагогическую: станем рассматривать воспитание как то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, вхождения ее в контекст современной культуры, становлению ее как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения личности? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценностных отношений человек приобретает свою индивидуальность?

Педагог не может не интересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание системы без опоры на объективную природу предмета неизбежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящими свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в .личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности- ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальном миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность, и в этой среде утверждает свое “Я”.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — в отличие от среды формирующей — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Взаимоотношения человека с миром опосредованы личными взаимоотношениями его с педагогом. В воспитательном процессе участвуют два субъекта, и. хотя один из этих субъектов мал и неопытен, необразован и недостаточно развит, а другой обучен. развит, опытен и мудр, оба субъекта автономны и обладают своим внутренним миром, неповторимым и уникальным. Каждый из субъектов — уникальность. Их взаимоотношения — сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоотношений, безусловно, определяется педагогом, а не воспитанником, так как педагог психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать общению наиболее благоприятный для воспитания обучаемого характер.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Воспитание как педагогическое явление