lovmedgu.ru

Психопедагогика служебной деятельности командира корабельного подразделения

Основной целью военно-морской психопедагогики является формирование личности моряка в процессе его боевой подготовки, поэтому психопедагогика в деятельности командира корабельного подразделения заключается в обучении и воспитании подчинённого, его культурном, нравственном, творческом и социальном развитии. Воспитание представляет собой целенаправленный социально-исторический процесс формирования у человека «высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями» [40, с. 328].

В широком смысле слова под воспитанием понимается внешнее воздействие на человека других людей, среды, условий жизни и пр., оказывающих влияние на характер и ход его развития. В узком ? это целенаправленное воздействие на человека для формирования у него определенных качеств личности и параметров психики. Воспитание возможно только в том случае, когда воспитуемый воспринимает воспитательные воздействия не пассивно, а активно, преломляя их через особенности своей психики и личности [81, с. 31–32]. Поэтому реакция человека на воспитание всегда индивидуальна, а его эффективность во многом зависит от правильного и адекватного учета воспитателем личностных особенностей воспитуемого.

Классифицировать виды воспитания можно по различным признакам [40, с. 333]:

? по форме ? семейное, школьное, профессиональное, религиозное и др.-

? по содержанию ? умственное, трудовое, физическое-

? по отношениям в системе «воспитатель–воспитуемый» ? авторитарное, демократическое, свободное-

? по объектам воспитания ? идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, экологическое, правовое, патриотическое и др.

Воспитание опирается на систему нормативных положений, определяющих направленность, методы и формы воспитательной работы ? принципы воспитания. В общем случае в них входят [40, с. 340–341]:

1. Индивидуальный и дифференцированный подход ? глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психических особенностей подчиненного, постановка задач в соответствии с личностными характеристиками человека, систематический анализ итогов воспитательной работы, своевременное внесение коррективов.

2. Воспитание в коллективе и через коллектив ? определение доминанты, объединяющей мысли и действия членов коллектива- формирование у них гордости за свой коллектив, умения подчинять личные интересы общим- обеспечение единства и сплоченности актива- поддержание традиций коллектива и формирование новых- опора на групповое мнение в борьбе с негативными явлениями.

3. Воспитание в процессе деятельности ? формирование убежденности в необходимости, целесообразности и общественной значимости осуществляемой деятельности- поощрение разумной инициативы и активности- чередование деятельности с содержательным отдыхом- требовательное отношение к недостаткам деятельности.

4. Сочетание высокой требовательности с уважением достоинства моряков и заботой о них ? принципиальное и последовательное предъявление требований, отражающих интересы общества и деятельности- формирование у подчиненных осознанного выполнения требований общества- исключение из воспитательной работы элементов формализма, попустительства и мелочной опеки- уважение каждого моряка, забота об удовлетворении их запросов.

5. Опора на положительное в личности и коллективе ? изучение и знание лучших индивидуально- и социально-психологических качеств моряков- подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания- умелое использование силы положительного примера- формирование в процессе деятельности у подчиненного уверенности в своих силах и возможностях.

6. Единство, согласованность, преемственность в воспитании ? единство взглядов в офицерском коллективе на задачи воспитания- единый стиль работы и одинаковая требовательность всех офицеров ко всему личному составу экипажа- использование достижений науки- согласованная линия офицеров по отношению к отдельным морякам- обобщение опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

В психопедагогике принцип воспитывающего обучения (характерный для традиционной педагогики) заменяется принципом обучающего воспитания, когда основной целью становится воспитание личности, а обучение становится важнейшей частью и основным средством воспитания [81, с. 41]. При этом, поскольку внешние воздействия на человека оказывают воспитывающее влияние только в той степени, в которой они преломляются через его внутренние условия, наиболее эффективными оказываются те воспитывающие воздействия, которые идут от человека на самого себя, т. е. наиболее эффективно такое воспитание, когда человек в ходе деятельности пытается воздействовать на себя с целью формирования у себя определенных качеств.

Таким образом, наиболее эффективным является воспитание, вызывающее у человека процесс самовоспитания. Для того чтобы вызвать у человека стремление к самовоспитанию в целях достижения определенной цели, необходимо воздействовать на его чувства, потребностно-мотивационную сферу. В этом случае человек становится активным субъектом воспитательного процесса, включаясь в целенаправленную активную деятельность по формированию социально значимых и устранению отрицательных качеств своей личности.

Правильно организованный процесс боевой подготовки способствует развитию у человека самопознания, самооценки и самоанализа, готовности к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей, т. е. способствует самоутверждению личности. В процессе мотивации самовоспитания можно выделить три основные этапа: выдвижение перспектив, побуждающих человека к поиску путей самовоспитания- вооружение моряка способами и приемами самовоспитания в процессе его учебно-боевой деятельности- формирование у подчиненного потребности в систематической работе над собой. В этом процессе нужно особое внимание уделять развитию у человека самоанализа и самоконтроля. В результате самоанализа он может вскрыть причинно-следственные связи своих успехов и неудач. Самоконтроль позволяет систематически фиксировать свое состояние и поведение, без чего невозможно предотвращение нежелательных проявлений. Без самоанализа и самоконтроля желания и конкретное поведение могут значительно разойтись, вызывая разочарование в возможностях самовоспитания.

Необходимо учитывать, что отношение человека к своим потенциальным возможностям и недостаткам является характеристикой его социальной зрелости.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психопедагогика служебной деятельности командира корабельного подразделения