Воспитание как процесс и система
Видео: Лекция 32: Процесс воспитания
В научно-педагогической литературе наиболее употребимым является словосочетание «структура педагогического процесса», что не совсем правомерно. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях, связях друг с другом, образующих целостность, единство. Процесс – это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь, последовательность действий для достижения какого-либо результата. Исходя из таких определений, воспитание следует понимать как системно-структурное образование, а его функционирование, развитие как педагогический процесс.Как системное образование воспитание включает в себя следующие основные структурные компоненты:
- цель воспитания-
- субъект и объект воспитания-
- субъектно-объектные отношения, возникающие между участниками воспитания-
- педагогически освоенную среду-
- управление воспитательной системой.
Функционирование всех перечисленных структурных элементов системы воспитания представляет собой процессуальную сторону воспитания.
Важнейшим системообразующим структурным элементом процесса воспитания является его цель. Такое место цели определяется тем, что она пронизывает весь процесс воспитания, определяет его направленность и тесно связана со всеми другими элементами. Цель воспитания служит исходным началом в процессе воспитания, она выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, составным элементом каждого воспитательного воздействия и конечным результатом воспитания, то есть как желаемая, запланированная личность военнослужащего с соответствующими качествами.
В подходах к рассмотрению целевых установок воспитания российских граждан и воинов в науке и практике пока нет единства. Наиболее приемлемым с теоретической и прикладной точек зрения является предложение считать целью воспитания всестороннее развитие личности. Это идеал, к которому надо стремиться. Опытом проверено, что всестороннее развитие личности предпочтительнее для общества, государства и Вооруженных Сил, в которых вся воспитательная работа в современных условиях практически направлена на достижение данной цели. В армии осуществляются политическое, воинское, правовое, нравственное просвещение и образование, повышение культурного уровня воинов, проявляется забота об их физическом развитии. Поэтому правомерно признать общей целью воспитания всестороннее развитие личности военнослужащего, обладающего высокими морально-боевыми качествами.
Формулирование и постановка цели воспитания являются проблемой и других наук, прежде всего философии. Педагогика, как теория и практика, имеет дело с целеполаганием, то есть развертыванием общей цели воспитания в конкретные педагогические цели и задачи в процессе воспитательной деятельности. Другими словами, целенаправленность воспитательной деятельности, как отмечается в определении воспитания, предполагает в каждом любом воспитательном действии, акте, мероприятии ставить конкретную цель, но такую, которая бы «работала» на общую цель - всестороннее развитие личности воина и не шла с нею вразрез или вообще отсутствовала и не осмысливалась бы преднамеренно.
Цель определяет содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.
Центральным структурным элементом процесса воспитания является субъект воспитания. Так, общество, государство определяют общую цель и задачи в сфере воспитания- руководят и управляют процессом воспитания- создают нормативно-правовую базу, условия и предпосылки для формирования и развития личности каждого гражданина- готовят кадры- поддерживают на должном уровне статус воспитания и определяют общественное мнение по важнейшим вопросам жизни страны и Вооруженных Сил. Все государственные и общественные институты, должностные лица и деятели призваны показывать пример в соблюдении законности и правопорядка, личном поведении, отношении к исполнению долга.
Государственные и общественные учреждения и организации конкретизируют общие цели и задачи воспитания, издают соответствующие акты, устанавливают порядок и организацию воспитательного процесса с учётом профессиональной деятельности и иных условий. Так, Министерство обороны РФ уточняет общие цели и задачи применительно к особенностям воспитания военнослужащих, решает все другие вопросы, исходя из армейской (флотской) специфики, а также общих положений и требований к воспитанию всех граждан. На этой основе должностные лица, учитывая общие цели и задачи, единую организацию и воспитательную стратегию, психолого-педагогическую подготовленность, решают конкретные воспитательные задачи в рамках исполнения своих служебных обязанностей.
Понимая воспитание как социально-педагогическое явление, с точки зрения которого все имеет воспитательный аспект (по меткому выражению А.С.Макаренко, «воспитывает каждый квадратный сантиметр нашей действительности»), должностные лица через обеспечение личного примера, педагогически целесообразную организацию службы, административную деятельность, использование воспитательных возможностей обучения, уставную дисциплинарную практику, индивидуальную работу решают многочисленные воспитательные задачи.
Такая педагогическая деятельность должностных лиц не исключает их активного участия в так называемых традиционных воспитательных мероприятиях: проведении занятий по общественно-гуманитарной подготовке, информировании личного состава, беседах, культурно-досуговой и спортивной работе и др.
Органы и специалисты воспитательной работы не только сами активно участвуют в воспитательном процессе, но и оказывают квалифицированную педагогическую и методическую помощь всем должностным лицам. Другими словами, все субъекты воспитания вместе и каждый на своем участке решают комплекс воспитательных задач.
Воспитательное влияние деятельности субъекта может быть непосредственным (прямым) или опосредованным (косвенным). Непосредственное влияние осуществляется путем контакта воспитателя с воспитанниками, а опосредованное – через педагогически освоенную среду (образцовый порядок, уставные взаимоотношения, удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих и др.).
Как самостоятельную разновидность непосредственного и опосредованного влияния выделяют личный пример воспитателей. Их авторитет, высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям – эффективные средства и методы формирования и развития соответствующих качеств военнослужащих.
Важным структурным элементом процесса воспитания является его объект. Это различные категории военнослужащих и воинские коллективы. Если субъект представляет собой ведущую сторону воспитательного процесса, то объект – главную сторону. Перед армейскими (флотскими) воспитателями стоит задача воспитать, подготовить надежного вооруженного защитника Отечества, побудить его к самосовершенствованию, помочь стать активным участником этого двустороннего процесса.
Во взаимодействии у военнослужащих формируется отношение к деятельности воспитателей. Любое общение с воспитанником проходит через его внутренний мир, сознание и чувства. С учетом жизненного личного опыта у него вырабатывается собственная позиция. Именно в этом составном элементе процесса воспитания кроется секрет формирования и развития личности военнослужащего. Все зависит от того, насколько педагогически грамотно осуществляется воспитательная деятельность, насколько гармонично она сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями.
Педагогически целесообразная воспитательная работа, в результате которой эффективно и качественно реализуется процесс воспитания, во многом обусловливается определенным элементом. Его можно обозначить как блок взаимодействия, общения между субъектом и объектом воспитания, в который входят закономерности, содержание, принципы, формы, методы, средства и приемы воспитания военнослужащих.
Структурным элементом воспитания является «обратная связь», смысл которой заключается в оценке его результатов, учете их и внесении коррективов в воспитательную работу. Оценка результатов воспитания состоит в сравнении уровня воспитания личности, различных ее качеств с запланированным, с идеально сформулированной «моделью» личности воина.
Критериями и показателями такой оценки выступают прежде всего поступки и действия воинов, результаты их разнообразной деятельности. Но одних действий мало. Необходимо учитывать также знания воинов в оцениваемой сфере. Если, например, определяется уровень дисциплинированности, то следует учесть знание воинами требований законов и уставов, норм морали и др. Следующим показателем оценки результатов выступают мотивы поведения и действия, которые могут быть позитивными, положительными или негативными, корыстными даже при одних и тех же поступках. На основе таких критериев можно и нужно оценивать результаты воспитания на всех его этапах и вносить своевременные коррективы в последующую работу.
Поделиться в соцсетях:
Похожие