lovmedgu.ru

Виды профессиональной компетентности педагога

Видео: Татьяна Китаева:Коммуникативная конмпетентность и компетенция

Профессионализм педагога включает в себя три стороны:

- эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.)-

- полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с учащимися, с коллегами – педагогами, с администрацией)-

– зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Каждая из этих сторон профессионализма педагога лежит в основе видов его профессиональной компетентности. Профессиональную компетентность педагога понимают как его способность к решению определенного класса профессиональных задач.

Так, сформированность педагога как субъекта видов педагогической деятельности является основанием для нескольких видов компетентности – предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской. Сформированность педагога как субъекта педагогического общения повышает его коммуникативную, перцептивную, управленческую компетентность. Зрелость личности педагога укрепляет его личностно-индивидуальную компетентность. Содержание этих видов профессиональной компетентности входит в предмет педагогической акмеологии.

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности.

Первая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогической деятельности – включает в себя:

– знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

– педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи- умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.), состояние обученности и воспитанности учащихся, прогнозировать их зону ближайшего развития- умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий)- умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.-

- профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др.

- профессионально важные качества личности:

- педагогическая эрудиция и осведомленность-

- педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся)-

- педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа)-

- педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения)-

- педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам)-

- педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности)-

- педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Вторая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит:

- знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике-

- педагогические умения: умения ставить широкий спектр общенческих задач и гибко их перестраивать в ходе общения- умение учитывать позицию других участников общения- терпимость к непохожести другого человека- умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими- использование демократического стиля и открытой позиции в общение- умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.-

- профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества-

- профессионально важные качества личности:

- педагогическая эмпатия, сопереживание-

– педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения)-

– педагогическая чувствительность-

– эмоциональная саморегуляция и др.

Третья сторона профессионализма педагога – личностно-индивидуальную компетентность образуют:

– знания о психологии личности-

– педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся- умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога- умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития- умение изучать и хронометрировать процесс своего труда- умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля- умение поддерживать работоспособность и др.

– профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность-

– профессионально важные качества:

– педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся- строить планы собственного профессионального развития)-

– педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание-

– педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Виды профессиональной компетентности педагога