Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
Гражданское воспитание имеет древнюю историю. История гражданского воспитания также отражает дуализм интересов личности, общества и государства. Еще Платон отмечал в своих работах значение гражданской добродетели как следствия государственной власти1. Он мыслил нравственность только как субстанциальную всеобщность государственного организма, а индивидуальность — как слом и разрушение этой всеобщности. В XVIII в. философская мысль европейских ученых породила размышления о полисе2 и разделении государства и общества как самостоятельных субъектов организации общежития. В данный период дифференцируются представления о гражданине как citizen, активном члене гражданской общности, и гражданине как bourgeois, ее экономическом субъекте. В данный период возникает и проблема гражданского воспитания: "Под давлением необходимости бороться или с природою, или с общественными учреждениями приходится выбирать одно из двух — создавать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно того и другого"3.Государственное и общественное, общественное и личное в соотнесенности и взаимовлиянии всегда было в сфере внимания ученых. Эти проблемы наряду с учеными древности и позднего средневековья рассматривали философы Д.Готье, Т. Гоббс, И.В.Ильенков, Б.Констан, И.Кант, Х.Крингс, А.Ф.Лосев, Н.Луман, Н.О.Лосский, К.Маркс, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, А.Фергюсон, А.Шопенгауэр, Л.Штраус, Ф.Энгельс и др. Об этом на разных этапах развития науки размышляли и писали психологи и педагоги К.А.Абульханова, Г.М.Андреева, Б.Г.Ананьев, А.Адлер, В.М.Бехтерев, Ш.Бюлер, А.В. Брушлинский, Л.А.Вербицкая, Б.Г.Гершунский, А.А.Деркач, И.А.Зимняя, П.Ф.Каптерев, Н.В.Кузьмина, С.В.Рождественский, В.Райх, В.А.Сластенин, Э.Эриксон и др.
Что же понимается сегодня под гражданским воспитанием? Характеризуя объем понятия, многие исследователи определяют его как воздействие общества на личность в целом- целенаправленную деятельность, призванную формировать систему качеств, взглядов и убеждений личности.
Таким образом, гражданское воспитание, становление гражданственности происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием контролируемых обстоятельств, специально создаваемых условий. Гражданское воспитание, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества. Наряду с другими определяемыми в педагогике направлениями воспитательной работы (политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание), гражданское воспитание личности является необходимым для достижения "акме".
По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях1. Современные психолого-педагогические исследования (А.А.Гудзовская, Н.Л.Жильцов, Н.А.Коваль, С.В.Калинина, Л.Е.Миловидова. Е.С.Романова, Ф.Д.Рассказов, и др.) позволяют утверждать, что наиболее важным возрастным этапом становления гражданственности является старший школьный и студенческий возраст — возраст профессионального самоопределения и становления личности в профессии. В связи с этим можно говорить о возрастном этапе гражданского и профессионального становления личности на пути к "акме".
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание- в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистское и другое воспитание2. Следует полагать, что доминирующая в обществе концептуальная модель воспитания будет в определенной степени определять особенности формирования и выраженность гражданской позиции личности, а также особенности ее проявления в общественной жизни и профессиональной деятельности.
Если "акме" человека складывается из многих систем общественных отношений, общественных связей (я — мои друзья, я — моя семья, я — мой трудовой коллектив, я — жители моего города, я — граждане моей страны и пр.), то реализуемая в обществе концепция гражданского воспитания неизбежно будет наполнять "акме" определенным содержанием.
В то же время следует отметить, что психические образования личности, складывающиеся в гражданственность как свойство, практически не исследованы, как, впрочем, не исследованы и психолого-педагогические условия становления гражданственности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие