lovmedgu.ru

Общее понятие о принципах воспитания

Видео: Основные принципы воспитания детей 1. Общие положения

Любой вид человеческой деятельности осуществляется на основе тех или иных руководящих положений, ведущих идей, обоснованных правил. Не составляет исключения из общих установок и воспитательная деятельность. При этом одни из положений базируются на научных основах, которые отражают закономерные связи и отношения, а значит, и объективность их проявления. Но есть принципы, отражающие субъективный взгляд, человек руководствуется ими в своей жизни, работе, в том числе и в области воспитательной деятельности. Например, типа «солдат спит, а служба идет»- «работа не волк, в лес не убежит»- «зачем сушить мозги...» (то есть не надо учить, запоминать учебный материал)- «не высовывайся»- «моя хата с краю, и я ничего не знаю» и т.п.

Под принципами воспитания следует понимать руководящие положения, ведущие идеи, выработанные правила, которые определяют вопросы содержания, организации и методики воспитательного взаимодействия, влияния и воздействия, отражающие и учитывающие объективные связи и отношения, проявляющиеся в данном процессе.

На современном этапе развития научных знаний в общей и профессиональной педагогике нет единства в выделении количества принципов воспитания, в раскрытии их сущности и содержания. И это неудивительно, так как нет единого понимания сущности и методики самого воспитания, его роли в формировании и развитии личности, особенно взрослого человека. В литературе по педагогике наиболее четко прослеживаются три точки зрения относительно принципов воспитания: первая - принципы воспитания специально не выделять- вторая - все принципы рассматривать в рамках целостного педагогического процесса (единые и для обучения, и для воспитания)- третья - учитывая тот факт, что воспитание, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в то же время обладает относительной самостоятельностью и отражает специфические связи и отношения в области организации, содержания и методики, целесообразно и необходимо выделять и обосновывать принципы воспитания. Большинство военных педагогов на протяжении длительного времени придерживается последней точки зрения.

Анализ практики воспитательной деятельности и проведенных исследований позволяет определить и представить систему руководящих положений, которые отражают логику воспитательного процесса, закономерные тенденции, проявляющиеся в нем. К их числу относятся:

а) целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий-

б) гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитательной деятельности-

в) гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития каждого участника воспитательного процесса-

г) воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности военнослужащего (учебной, служебной, хозяйственной, общественной и др.)-

д) воспитание в воинском коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, воинской дружбы и товарищества, соблюдения социальной справедливости, уставных норм поведения, высокой культуры взаимоотношений-

е) проявление в процессе воспитания единства высокой требовательности и уважительного отношения к личности военнослужащего, постоянное внимание к её нуждам и запросам, разумным потребностям-

ж) индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе и коллективу-

з) обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики-

и) единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий-

к) обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания-

л) целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности-

м) комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех его элементов.

Все перечисленные принципы процесса воспитания находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, но в то же время каждый из них обладает относительной самостоятельностью и своим уровнем отражения в практической воспитательной деятельности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Общее понятие о принципах воспитания