lovmedgu.ru

Понятие о методах воспитания

Видео: Педагогика. Воспитание детей

Воспитание как организованный процесс прямого и опосредствованного воздействия на личность и воинский коллектив осуществляется с помощью различных методов.

Методы воспитания — это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива полка-бригады (корабля).

Методы воспитания зависят от объективных условий, и прежде всего: а) от характера общественных отношений- б) закономерностей, принципов, целей и задач воспитания- в) содержания тех политических, духовно-нравственных, правовых, эстетических и других идей, которые внедряются в сознание людей.

К числу важнейших методов воспитания воинов относятся: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример. В ряде учебных пособий выделяют также метод соревнования и метод критики и самокритики.

Ни один из названных методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Поэтому все методы воспитания используются в тесном взаимодействии друг с другом, как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на личный состав.


Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на воинов. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его — яркое проявление педагогического мастерства командира.

Так, метод убеждения обеспечивает в первую очередь формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. Метод примера оказывает огромное воздействие на поведение воинов, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств воина: решительности, смелости, самообладания и т. д. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у воинов положительного поведения, развивает у них усердие в службе. В методе принуждения находит свое отражение оценка отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

В воспитательном процессе применяется система взаимосвязанных методов, поэтому каждый из них, используемый в сочетании с другими, может рассматриваться лишь как часть этой единой системы.

Содержание и методы воспитания обусловливаются прежде всего характером общественных отношений, теми целями, которые выдвигаются перед воспитателями государством.

Военная педагогика применяет методы, способствующие всемерному развитию сознательности и активности военнослужащих, выработке у них твердых убеждений, навыков и привычек поведения.

Методы неразрывно связаны с принципами воспитания. Принципы обусловливают методы воспитания. Нельзя, однако, полагать, что эта связь носит однозначный характер- например, каждому из принципов соответствует строго определенный метод воспитания. Связь эта более сложная и многогранная. С одной стороны, в каждом методе применяются те или иные приемы, средства воздействия и одновременно реализуются, в большей или меньшей степени, требования ряда принципов воспитания. С другой - реализация того или иного принципа воспитания предполагает использование совокупности различных методов.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воина и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет, какой-то единый рецепт. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом, аналогичном случае. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой - не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.

Отмечая творческий характер применения методов, А.С. Макаренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. Он настаивал на том , что никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Понятие о методах воспитания