Общее понятие о закономерностях процесса воспитания
Видео: Основные закономерности эволюции
Давно замечено и практикой доказано, что целенаправленное и эффективное формирование и развитие человеческой личности, воспитание необходимых для жизни и профессиональной деятельности качеств протекают успешнее тогда, когда учитываются объективные тенденции, закономерности педагогического процесса, т. е. учитываются существенные и устойчивые связи, отношения, в которых данная личность находится, формируется и развивается. Известно, что «стихия» в области воспитания, связанная с неучетом закономерных связей и отношений, как правило, социально опасна своими последствиями, точно так же неучет и игнорирование отрицательных тенденций, негативно влияющих на личность, оставляют после себя «пустыню». И жизнь убедительно подтверждает это. Сегодня много говорится и пишется, например, об отрицательном влиянии некоторых средств массовой информации на воспитание, развитие современной молодежи. Так, только за один день 17 октября 2002 г. шесть основных каналов российского телевещания показали 302 факта негативных новостей, 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 39 фактов брани, 10 половых актов, 6 ограблений . Естественно, это не проходит мимо сознания и подсознания молодого человека, в том числе и в военной форме. Не учитывать такого рода тенденцию сегодня нельзя. Комментарии в данном случае излишни.Вопрос о закономерностях любого процесса, в любой области человеческих знаний сложный. Как правило, он является объектом дискуссий и споров. Не составляет исключения и проблема выявления закономерностей, проявляющихся в процессе воспитания. За основу их рассмотрения в данном параграфе взят концептуальный подход А.В.Барабанщикова и В.Г. Демина, изложенный в работе «О закономерностях военно-педагогического процесса» . Разумеется, с учетом тех изменений, которые произошли в государстве и его Вооруженных Силах.
Рассматривая вопрос о закономерностях процесса воспитания, важно учитывать тот факт, что в данной сфере они специфичны по своему проявлению и протеканию. Являясь по своей сути отражением социальных явлений, устойчивых взаимоотношений внешних и внутренних условий, они предполагают обязательную целенаправленную и целесообразную сознательную деятельность всех, кто включен в педагогический процесс.
Одна из существенных особенностей проявления закономерностей воспитательного процесса состоит в том, что они действуют в специфической сфере человеческих взаимоотношений, где всегда присутствует масса факторов объективного и субъективного, случайного и закономерного характера. Поэтому такие закономерности часто пробивают себе дорогу через «забор» случайного и действуют как господствующие тенденции, характеризующие определенное соответствие одного другому. Например, соответствие методов и средств воспитания целям и задачам подготовки и формирования личности военнослужащего является важнейшей закономерностью воспитательного процесса. Учет такого рода «соответствий» на практике обязательно предполагает более высокий уровень творчества у воспитателей, восходящего до вершин мастерства и искусства, в определении закономерной меры целесообразности того или иного педагогического взаимодействия, влияния и воздействия.
К специфике проявления закономерностей воспитательного процесса следует отнести то, что они обладают большей «историчностью» по сравнению с законами природы. Поэтому по мере изменений, происходящих в обществе, в самом педагогическом процессе, в целях и задачах воспитания и развития человека, эти закономерности «дополняются, видоизменяются и даже полностью сменяются новыми» . Это может подтвердить, например, следующий факт: до недавнего времени считался основной закономерностью классово-партийный подход к воспитанию личности. Сегодня об этом в научной литературе речь уже не идет.
Воспитание выступает и как сложное социальное явление, и как один из важнейших факторов формирования человеческой личности, и как многогранное явление с точки зрения обладания общечеловеческими, национально-государственными, профессиональными и личностными ценностями, и как многофункциональная система, и как специфический процесс, особый вид человеческой деятельности. Отсюда для него характерно проявление в воспитательном процессе законов и закономерностей различного уровня и разного порядка. Такого рода подход позволяет наиболее полно вскрывать, обосновывать и учитывать на практике глубокие внутренние, присущие этому процессу устойчивые связи и отношения сущности или между сущностями, те прочные взаимосвязи и реальные факторы, которые объективно обусловливают протекание воспитательного процесса. Учет их и позволяет выработать научные принципы организации, содержание, методику процесса воспитания, наиболее эффективно осуществлять руководство им.
Поделиться в соцсетях:
Похожие