lovmedgu.ru

Деятельность субъектов управления здравоохранением в россии

Видео: Организация деятельности диетологической службы РФ #2

Раскрытие основных особенностей истории становления нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья населения в России было бы неполным без освещения вопросов организационно-правового обеспечения управления здравоохранением. Управление, как социальное явление, представляет собой весьма перспективное направление научных исследований в области права, и это имеет прямое отношение к сфере управления здравоохранением.

В этой главе анализу подвергнут тот же хронологический период времени, который был взят за основу при изучении эволюции нормативно-правовой обеспечения в сфере здравоохранения: от начала X века до конца XX века. Исследованы явления в сфере организационно-правового обеспечения управления медициной (например, монастырская медицина в Древней Руси), а также конкретные организационно-правовые формы управления здравоохранением (например, Аптекарский приказ конца XVI - начала XVIII века, Народный комиссариат здравоохранения первых лет советской власти).

В этой связи, комплексному анализу подвергнуты следующие аспекты рассматриваемой темы:

- виды медицинской помощи, которые получили распространение в Древней Руси (монастырская, светская, народная медицина)-

- Аптекарский приказ как первый орган централизованного управления медициной в России-

- эволюция органов государственного управления здравоохранением в различные исторические периоды развития России:

а) Медицинская канцелярия-

б) Медицинская коллегия-

в) Медицинский департамент Министерства внутренних дел-

г) Народный комиссариат здравоохранения-

д) Министерство здравоохранения СССР.

Выбор именно этих объектов для более детального исследования связан с определенного рода выборкой, поскольку за такой, достаточно длительный период времени, отмечено достаточно большое количество явлений в сфере охраны здоровья станы, организационно-правовых форм управления медициной, которые представляют интерес для изучения с позиций истории и теории правового регулирования сферой здравоохранения в России. В этой связи, для отбора объектов исследования по данному вопросу были выработаны следующие критерии:

- принятие исследуемого нормативно-правового акта обусловливало появление качественно новой формы организации управления здравоохранением и (или) изменяло систему обеспечением медицинской помощью населения-

- появление новых функций (полномочий), отсутствовавших у ранее существовавших органов управления здравоохранением-

- кардинальное изменение общей стратегии эволюции управления сферы охраны здоровья в стране.

Народная, монастырская, светская медицина - это различные виды оказания медицинской помощи населению, которые существовали в Древней Руси. Их можно рассматривать как организационно-правовые варианты медицинской деятельности, поскольку каждый из них имел своеобразные, отличные от других, организационные и правовые характеристики.

Монастырская медицина представляла собой вариант оказания медицинской помощи, при котором помощь оказывалась специально обученными врачебному делу монахами в условиях монастырских больниц. Известный историк российской медицины М. Мирский приводит данные, в соответствии с которыми "уже в первой половине XIII века было известно до 70 монастырей, причем в крупных городах их насчитывалось, иногда, более десяти: 17-18 в Киеве и Новгороде, 4 и более - во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе или его пригороде и являлись составной частью городской структуры и структуры княжеского управления"*(29).

Последнее обстоятельство (включение монастырей в структуру княжеского управления) свидетельствует о том, что и вся структура монастырей (включая монастырские больницы) в определенной степени подвергались управленческому регулированию, как церковной, так и светской власти. В этой связи, необходимо рассматривать двустороннюю систему управления монастырской медициной: управление со стороны княжеств (светское) и со стороны церковного управленческого звена (монастырское). Монастырские больницы находились при монастырях, что в большей степени обусловливает подчинение их церковному уставу и единым монастырским правилам. К тому же основным документом, определяющим организацию и непосредственное ведение церковного хозяйства, был, как уже отмечалось ранее, Церковный Устав. Ю. Дупленко справедливо отмечает, что "уже Церковный Устав князя Владимира Святого предписывает организацию при церквях и монастырях лечебниц, а также приютов для слепых, калек и стариков"*(30).

Светская медицина представляла собой вариант организации медицинской помощи, при которой помощь оказывалась лекарями-профессионалами со светским (университетским) образованием, на возмездной основе и возможностью проведения лечения больных на дому. Как правило, светская медицина была наиболее распространена в городах, что и послужило основанием для второго ее названия - "городская медицина". "Сосредоточение значительного количества людей в торговых и ремесленных центрах способствовало выделению новой профессии - "лечцов". Происходит постепенное перерастание народной медицины в профессиональную"*(31). Получение платы за оказание медицинской помощи способствовало, безусловно, повышению материального благополучия лекарей, что служило стимулом к совершенствованию их знаний и, как следствие этого, повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Необходимо отметить тот факт, что уже в Древней Руси существовало определенное противостояние между светской и монастырской медициной: "духовная и мирская медицина находились, по-видимому, друг к другу в некотором антагонизме. Лучшим доказательством такого антагонизма в эпоху Владимира Мономаха служит известный спор между "безмездным врачом" монахом Киево-Печерской Лавры Агапитом и известным в Киеве армянским врачом, имени которого Печерский Патерик нам не оставил"*(32).

Управление светской (городской) медициной было затруднено из-за отсутствия специальных органов, в функции которых входили бы вопросы организации и управления медицинской помощи населению в городах. Это было связано, прежде всего, с недостаточным количеством "лечцов", поэтому организация даже примитивной системы медицинского обеспечения населения даже в городах была практически невозможной.

Светская (городская) медицина регламентировалась нормами первого свода писаного русского права - Правдой Русской. Однако, в этом нормативно-правовом документе были четко прописаны лишь вопросы возмездного оказания медицинской помощи при получении травм в результате противоправных действий третьих лиц. Вопросы правового, экономического аспектов оказания медицинской помощи страждущим заболеваниями освещены были в недостаточной степени. Это позволяет прийти к выводам о том, что управление светской медициной находилось в менее развитой форме, чем управление монастырской медициной.

Исследуя аспекты нормативно-правового регулирования народной медициной, необходимо, прежде всего, отметить, что это вариант оказания медицинской помощи, при котором помощь оказывалась различного рода волхвами, целителями, знахарями на основе веры людей в сверхъестественные силы и использования природных ресурсов. Известный исследователь феномена народной медицины Н. Высоцкий во введении к своей монографии 1911 года отмечал, что "первые зачатки ее (народной медицины - А.П.) кроются в глубокой доисторической древности и вызываются инстинктивными попытками самосохранения. По мере накопления наблюдений и опыта постепенно расширяется и развивается эта, эмпирическая область народного врачевания"*(33).

Относительно причин дальнейшего развития народной медицины, небезынтересным представляется точка зрения М. Кузьмина, отмечавшего, что "монастыри привлекали к себе большие массы народа (богомольцев), однако, больничная и амбулаторная помощь была очень ограниченной и ни в какой мере не могла удовлетворить потребности народа. Поэтому наряду с монастырской продолжает развиваться и народная медицина"*(34).

Сквозь призму правового регулирования здравоохранения необходимо рассматривать вопросы управления народной медициной, которая регулировалась, в большей степени, морально-этическими нормами, в основе которых были представления людей о добре и зле, справедливости и взаимопомощи, что и легло в основу системы социально-правового регулирования деятельности народных врачевателей. При таком подходе, надо полагать, органы управления и регулирующие элементы существовали в зачаточном варианте (совет старейшин, народное вече и т.п.).

Аспекты управления сыграли не последнюю роль в повышении качества оказания медицинской помощи в эпоху Древней Руси. Следует признать обоснованной точку зрения С.Г. Стеценко по данному вопросу, в соответствии с которой, наиболее качественно она осуществлялась в светской (городской) медицине. Это объясняется следующими обстоятельствами:

- лекари городской медицины осуществляли свою деятельность на профессиональной основе-

- врачевание было источником их дохода-

- княжеское сословие и городская знать предпочитали лечиться у представителей светской (городской) медицины, что было дополнительным стимулом к поддержанию качества оказания медицинской помощи на достаточно высоком уровне.

Следующей по уровню качества оказываемой помощи была монастырская медицина и затем - народная*(35).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Деятельность субъектов управления здравоохранением в россии