Аптекарский приказ
Видео: Медицинская коллегия
Аптекарский приказ, как первый орган централизованного управления медициной в России был создан в 1581 году. Его создание было продиктовано реформой системы государственного управления, благодаря которой стали создаваться приказы (от слова "приказывать", т.е. "поручать") - центральные органы управления теми или иными сферами жизни. Примечательно, что в числе первых приказов (наряду с приказом иностранных дел, земским и т.п.), был образован орган управления медицинским обеспечением российского государства - Аптекарский приказ."Благодаря деятельности Аптекарского приказа - учреждения, облеченного большой административной властью в организации медицинского дела в XVII столетии были достигнуты значительные успехи..."*(36). С точки зрения организационно-правовых аспектов управления медициной в России за счет деятельностью Аптекарского приказа, как первого органа государственного управления в сфере здравоохранения, было, прежде всего, обеспечено решение таких первостепенных задач, как:
- обеспечение общей организации обеспечения населения медицинской помощью-
- осуществление государственного контроля выдачи разрешений на право занятия медицинской практикой в государстве российском.
Во времена Древней Руси весьма непросто было осуществлять не только государственный, но и любой другой контроль над качеством оказания медицинской помощи населению. В основном это выражалось в виде некоторого регулирования допуска (и не более) иностранных лекарей к занятию медицинской практикой в России. Такое положение изменилось с появлением Аптекарского приказа. Была введена практика проведения своеобразных экзаменов на получение права занятия медицинской практикой. Причем данное положение касалось как иностранных, так и отечественных лекарей.
Иностранные врачи составляли большинство практикующих специалистов в период начала деятельности Аптекарского приказа. Это объяснялось отсутствием системы подготовки специалистов медицинского профиля в России, что заставляло прибегать к весьма дорогим услугам иностранных лекарей. Кроме того, в среде иностранных лекарей получение медицинской практики в России считалось весьма выгодным предприятием, так как это приносило более высокие доходы в сравнении с аналогичной практикой в Европе, где было намного сложнее получить разрешение на медицинскую практику и существовала достаточно высокая степень конкуренции.
По данным М. Соколовского, "Аптекарский приказ увеличил количество приглашаемых в Россию иностранных врачей и сосредоточил данную функцию в своих руках"*(37). Прерогатива приглашения иностранцев с монопольным правом выдачи разрешения на медицинскую деятельность - этот способ представляется эффективным средством управления медицинским обеспечением в стране, что свидетельствовало о постепенном повышении роли и значения Аптекарского приказа.
Важность деятельности Аптекарского приказа, наделение его функциями выдачи разрешений на право занятия медицинской практикой, подтверждается фактами присутствия первых лиц государства на некоторых мероприятиях по выдаче подобных разрешений: "Приказ производил испытания иностранным докторам, иногда в присутствии Государей..."*(38).
Следует отметить, что обязательным условием получения права на медицинскую практику (а это важно с позиций оценки организации и управления качеством медицинской помощи) было предоставление рекомендательных писем от важных особ того государства, из которого прибывал лекарь. Рекомендация должна была содержать оценку мастерства лекаря с подтверждением ее объективными фактами.
Что же касается выдачи разрешений отечественным лекарям, то лучшей иллюстрацией данного аспекта деятельности Аптекарского приказа являются архивные документы. Так, в 1714 году по распоряжению Сената, в Аптекарском приказе освидетельствовали лекаря Гречанина на предмет наличия знаний лекарских и докторских*(39). Характерно, что освидетельствование на получение права занятия медицинской практикой проводилось по ходатайству самого лекаря Гречанина. Контроль над выдачей разрешений на право занятия медицинской практикой для иностранных врачей препятствовал наплыву неквалифицированных лекарей и мошенников в Россию, а по отношению к отечественным лекарям способствовал тому, что право занятия медицинской практикой получали лучшие, что в дальнейшем положительно сказывалось на качестве оказания медицинской помощи населению государства российского.
Общая организация и управление оказанием медицинской помощи населению России осуществлялись благодаря деятельности Аптекарского приказа, направленной на четкое определение прав и обязанностей докторов, лекарей и аптекарей, организации военно-медицинской службы, а также обеспечения практикующих докторов и лекарей лекарственными средствами.
Уже в начале XVII века в России начинает формироваться территориальная система медицинского обеспечения, в соответствии с которой государство, в лице компетентных органов управления (Аптекарского приказа), предпринимало первые попытки обеспечить равный доступ к медицинской помощи населения на всей территории государства российского. Часть лекарей, получивших право на медицинскую практику, направлялась на работу в отдаленные регионы страны.
Эта система в чем-то напоминала военно-медицинскую службу и систему обязательного государственного распределения гражданских медицинских работников после окончания высших и средних специальных медицинских учебных заведений в Советском Союзе, при которой медицинские работники распределялись на работу в соответствии с потребностями армии в специалистах-медиках и государственным заказом на специалистов медицинского профиля в системе министерства здравоохранения СССР.
Связь между обеспечением медицинскими кадрами действующей российской армии и лекарственным обеспечением также становится очевидной исходя из функций Аптекарского приказа. В подтверждение этого И. Аникин отмечает, что "важным делом Аптекарского приказа была организация медицинского снабжения действующей армии. Следует отметить, что до середины XVII века медикаменты покупались лекарями за свой счет и затем отпускались воинам за плату. Однако в русской армии, в отличие от западноевропейских государств, с 1670 года лекарства воинам начинают отпускаться бесплатно"*(40). (Курсив А.П.)
Управленческое централизованное начало присутствовало и в других направлениях деятельности Аптекарского приказа. Положительные результаты такой деятельности не заставили себя долго ждать. С точки зрения государства уровень организации и качества медицинской помощи стал, несомненно, выше, чем это было до учреждения Аптекарского приказа.
"В период возникновения централизованного Московского государства и расцвета феодализма зарождается государственная медицина, которая в XVII столетии занимает уже важное место, в то время как народная и монастырская медицина отходят на второй план. Наступил новый этап в истории отечественной медицины, когда управление медицинским делом в стране перешло в руки государства"*(41). Критерием обоснованности организации Аптекарского приказа, как первого органа государственного управления и организации обеспечения медицинской помощью населения является, в числе прочего, и продолжительность его деятельности, которая составила более 140 лет, что для истории нашей страны, изобилующей регулярными организационно-правовыми и социально-политическими изменениями, является достаточно значимым показателем.
Поделиться в соцсетях:
Похожие