Культура древней руси
Видео: Искусство древней Руси
В середине II тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. А в VI-IV вв. до н.э. праславянское («сколотское») общество, занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, справедливо называемой скифской, и начинается полуторатысячелетний период, завершившийся созданием феодального государства - Киевской Руси.Древнерусское государство (Киевская Русь) ГХ-ХП вв. было огромной страной, раскинувшейся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Уже в Х в. в Древнерусском го- сударстве было свыше 20 городов, в том числе Киев, Белоозеро, Изборск, Коростень, Ладога, Муром, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Туров, Чернигов и др. А в Х-ХШ столетиях, до татаро- монгольского нашествия, на Руси было около 350 городов, а всего населенных пунктов - несколько тысяч.
Многолюдные и богатые древнерусские города были центрами не только ремесленного производства и торговли, но и центрами культуры - важнейшей области общественной жизни, духовно- творческого потенциала народа. Правда, «Древняя Русь не получила такого богатого античного наследия, как, например, Греция, Ита-
лия, Франция, Испания, - пишет Б.А. Рыбаков. - Однако культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности. Значительное культурное наследие было получено той частью восточных славян, которая в первом тысячелетии до н.э. входила в конгломерат племен, условно называемый Скифией». У скифов (этим именем античные авторы называли обширную этнокультурную общность, которую составляли многочисленные, отличавшиеся друг от друга по своей языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон Восточной Европы) была и своя медицина: медицинские познания скифов, как считали даже их более просвещенные античные современники Гиппократ, Гален, Орибасий, достойны весьма высокой оценки.
Говоря о достижениях медицины скифов, нельзя не упомянуть об их познаниях в хирургии, о применении оперативных методов лечения (все это они, скорее всего, позаимствовали у греков). Например, на хранящейся в Эрмитаже знаменитой Куль-Обской вазе, найденной вблизи Керчи и относящейся к V-IV вв. до н.э., изображена хирургическая операция: скиф вправляет челюсть травмированному воину, удаляет зуб, перевязывает голень раненому. Некоторые хирургические инструменты и их изображения удалось обнаружить археологам в Чертомлыцком кургане (в среднем течении Днепра) и в других курганах, находившихся неподалеку. Достижения праславянской (скифской) медицины, как и вообще скифской культуры, составили часть того культурного наследия, которое получили древние славяне.
Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные, значительно расширившиеся и укрепившиеся после принятия христианства связи с Византией. Христианство принесло с собой многие достижения византийской, а через нее и античной культуры, в том числе и медицины. Еще до проникновения на территорию Древней Руси (с христианством и византийской культурой) греческой медицины, основывавшейся на достижениях античных врачей и мыслителей, охранять здоровье наших предков помогала народная медицина, которая была хранителем бесценного опыта поколений. Используя достижения, корни которых ухо- дили в седую древность, она в течение многих столетий питала и обогащала медицинскую практику.
«Греческое христианство, - утверждает Б.А. Рыбаков, - застало в 980-е гг. на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру.... Язычество древней Руси ГХ-ХШ вв. - важный раздел русской средневековой культуры». Лекарским знахарством занимались, в числе прочего, волхвы, составлявшие, по мнению Б.А. Рыбакова, основную часть жреческого сословия древней Руси, и в этом им помогали женщины («ведьмы», от слова «ведать» - знать), которых позднее, в ХП в., называли «бабы богомерзкие». Волхвы были целителями, лечив- шими людей рациональными средствами народной медицины. Долгое время, на протяжении столетий, волхвы - хранители богатейших медицинских познаний языческих времен - оставались одними из авторитетнейших врачевателей.
Когда Древняя Русь стала христианским государством, появились монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и своего рода формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов. Уже в первой половине ХШ в. было известно до 70 монастырей, причем в крупных городах их насчитывалось большое число: 17-18 - в Киеве и Новгороде, 4 и более - во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе или его пригороде и являлись составной частью городской струк- туры и структуры княжеского управления. Основатели этих мона- стырей - Антоний Печерский и его преемник в Киево-Печерской лавре Агапит, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Мартиниан Белозерский, Кирилл Комельский - были образованными, знающими людьми, сами переводили и переписывали книги и поручали это своим ученикам. Вероятно, они были хорошо знакомы и с медициной.
Итак, в средневековой России, как и в других европейских государствах того времени, монастыри были очагами науки и культуры, и в том числе медицины. Здесь действовали первые в Древнерусском государстве больницы, которые стали, очевидно, непременной частью монастырей, впрочем, и церквей тоже. Монастырские и церковные больницы (медицинская помощь в них была бесплатной) в Киеве, Переяславле, Милитине и в других городах стали непременным атрибутом социального устройства Древнерусского государства, здесь работали опытные лечцы - «врачи-профессионалы».
Поделиться в соцсетях:
Похожие