Народный комиссариат здравоохранения
Советский период развития ознаменовался кардинальными изменениями политического, социально и экономического устройства страны. Были модифицированы основополагающие принципы построения государства, его составные элементы. Не осталась в стороне от данных изменений и сфера здравоохранения, как одно из направлений обеспечения национальной безопасности страны. Руководствуясь новыми принципами, решая, в соответствии с этим, возникшие задачами, правительством была изменена и система государственного управления здравоохранением. Высшим органом организации и управления медицинским делом в стране стал образованный Народный комиссариат здравоохранения (Наркомздрав)*(56)."В 1918 году было создана единая государственная система здравоохранения, объединившая все существовавшие ранее системы обеспечения медицинской помощью российской медицины. Руководить охраной здоровья населения страны начал Наркомздрав - первое в мире министерство здравоохранения"*(57).
Действительно, первенство в создании министерства здравоохранения в нашей стране подчеркивается многими отечественными и зарубежными исследователями. Единое же государственное здравоохранение, как система организации медицинского обеспечения населения в стране, была в достаточной степени уникальной конструкцией. Речь идет о сочетании двух основополагающих принципов в организации и управлении национальным здравоохранением:
- четкое планирование основных показателей развития здравоохранения и медицинского обеспечения населения страны-
- приоритетность профилактических мер охраны здоровья населения.
В Положении о Народном Комиссариате Здравоохранения, утвержденном Советом народных комиссаров 18 июля 1918 года в частности указано: "Народный Комиссариат Здравоохранения является центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики"*(58).
Это свидетельствует о достаточно определенном правовом статусе Наркомздрава и о том, что он является продолжателем таких органов управления российским здравоохранением, как Аптекарский приказ XVI-XVIII вв., Медицинская канцелярия и Медицинская коллегия XVIII-XIX вв., Медицинский департамент при Министерстве внутренних дел XIX - начало XX века.
Анализируя нормативные документы периода Российской империи, необходимо отметить, что и Медицинская канцелярия ("... о неприсылке в оную указов и нетребовании донесений" - выдержка из указа Анны Иоановны об организации Медицинской канцелярии*(59)) и Медицинская коллегия ("...коллегия имеет власть делать распорядки, касающиеся врачевания во всей Империи..."*(60)) находились на особом положении среди иных центральных органов управления государственными делами. Необходимо отметить и аналогичный весомый статус главного управленческого органа сферы здравоохранения в советское время. Вместе с тем, нельзя не отметить предшествовавшее этому периоду снижение роли и значения управления в области охраны здоровья населения в XIX веке, когда медицинское ведомство было подчинено министерству внутренних дел Российской Империи.
На Наркомздрав в соответствии с Положением 1918 года возлагалось выполнение следующих задач:
- разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела, издание ведомственных правовых актов-
- наблюдение и контроль над использованием этих норм и принятие мер по неуклонному их выполнению-
- издание общеобязательных для всех учреждений и граждан РСФСР распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела-
- содействие всем учреждениям Республики в осуществлении медико-санитарных задач-
- организация и заведывание центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера-
- финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений-
- объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов*(61).
Принятие ведомственных юридических документов, которые регламентировали порядок организации и непосредственного оказания медицинской помощи, составляло значительный пласт работы комиссариата. Эта тенденция в дальнейшем прослеживалась и в деятельности Министерства здравоохранения Союза ССР, что давало повод для критики негативных сторон излишне выраженного "ведомственного нормотворчества" Минздрава со стороны многих исследователей.
Плановость в деятельности Наркомздрава наглядно подтверждается архивными данными. Число коек и объем работы медицинских учреждений на всей территории страны определялся исходя из установленных Госпланом СССР норм обслуживания населения медицинской стационарной помощью. В частности, в городах и крупных промышленных центрах обеспеченность населения стационарной помощью планировалась исходя их нормативов: 8 коек на 1000 жителей населенного пункта. В сельской местности планировалось не более 4-х коек на 1000 жителей района, а для смешанных территорий - 6 коек на 1000 жителей*(62).
Комплексность управления и наличие подзаконного нормотворчества Наркомздрава свидетельствуют о создании такого положения, при котором реально мог осуществляться контроль со стороны центральных органов управления здравоохранением над количественными и качественными показателями обеспечения населения медицинской помощью, проведением профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, а также решением других актуальных задач в сфере здравоохранения.
Дополнительным свидетельством реальной возможности и легитимности контроля являлся один из пунктов Положения о Наркомздраве, который указывает на то, что "на местах, при Местных Советах Рабочих и Крестьянских Депутатов организуются Медико-Санитарные Отделы, объединяющие все медицинское дело на началах настоящего Положения и на основании инструкций, издаваемых народным Комиссариатом Здравоохранения"*(63).
Таким образом, начиная с 1918 года в стране начинает формироваться качественно новая система управления здравоохранением, органы и учреждения которой наряду с исторически обусловленными задачами в области медицинского обеспечения решали также и другие актуальные проблемы, обусловленные государственным устройством принципиально нового типа.
Поделиться в соцсетях:
Похожие