Профессиографическое изучение деятельности военных специалистов в части (соединении)
Видео: Тайны управления человечеством. Часть 1 - Петров К.П.
Накопленный к настоящему времени опыт позволяет рекомендовать проведение профессиографической работы в части (соединении), роде войск в определенной последовательности, с выделением ряда самостоятельных этапов.На первом этапе данной работы целесообразно составить перечни военных специальностей воинской части, то есть провести учет и общую каталогизацию всех имеющихся видов военно-профессиональной деятельности. Кроме того, следует:
- с помощью экспертной оценки предварительно выявить требования каждой специальности к индивидуально-психологическим качествам человека-
- сгруппировать (классифицировать) специальности по критерию сходства их требований к человеку и отнесению их к одному из семи основным классам сходных воинских должностей-
- определить специальности (группы специальностей), по которым нет профессиограмм или которые являются устаревшими и требуют проведения профессионального отбора-
- выделить основные виды специальностей, которые необходимо в первую очередь подвергнуть системному профессиографическому исследованию.
Выделение на первом этапе небольшого числа профессий, подлежащих всестороннему изучению, крайне важно, так как, учитывая длительность и трудоемкость профессиографической работы, провести полное исследование всех имеющихся видов деятельности обычно не представляется возможным1.
Второй этап проведения профессиографической работы - полного профессиографического описания специальностей - является основным и включает в себя три фазы.
1. На подготовительной (первой) фазе этого этапа проводится:
а) анализ документальных источников-
б) наблюдение за реальным процессом деятельности, которое сразу не дает возможности полного проникновения в психологическую структуру профессии. Его задачей следует считать общее ознакомление с рабочим местом специалиста, условиями его труда и некоторыми из его профессиональных обязанностей. Целесообразно, чтобы это первое знакомство с профессией психолог осуществлял совместно с опытным специалистом, хорошо знающим все особенности изучаемой деятельности.
По результатам анализа литературы и предварительного ознакомления с профессией, а также с учетом данных проведенной ранее экспертной оценки вырабатывается гипотеза о психологической структуре каждой конкретной деятельности, определяется перечень необходимых для ее изучения объективных методов и составляется полная программа профессиографического исследования.
2. На второй фазе основного этапа исследования проводится сбор эмпирического материала о профессии в соответствии с основными разделами профессиограммы. Используются различные сочетания методов изучения деятельности.
3. На третьей фазе вся полученная информация о профессии подвергается обработке (в том числе и результаты экспертной деятельности) и психологической интерпретации с помощью статистического, структурного и других видов анализа. После этого проводится описание военных специальностей по стандартной схеме на основе результатов профессиографирования, то есть по результатам анализа проводится окончательное заполнение всех разделов профессиограммы, включая психограмму, определяется целостная совокупность качеств, являющихся профессионально важными для данной деятельности.
Третий этап. Заканчивается профессиографическое изучение всех видов деятельности, имеющихся в части (соединении), роде войск, их итоговой систематизацией. На этом этапе проводится:
1. Апробация профессиограмм. Она может осуществляться по следующей схеме:
- проведение экспертизы составленной профессиограммы конкретной воинской специальности командирами и специалистами-
- учет (вписывание) психологами, проводившими профессиографическое исследование, правок и замечаний, внесенных экспертами (командирами и специалистами) в профессиограмму-
- если в результате апробации профессиограмм принципиально меняется их содержание, они отправляются на доработку (на другую экспертизу).
2. Проверка и доработка психологической классификации, составленной по результатам экспертной оценки. Окончательно определяется состав психологически родственных групп профессий и единая для каждой из этих групп совокупность профессионально важных качеств.
Таким образом, профессиография является весьма сложной, трудоемкой процедурой и в то же время обязательным исходным условием разработки системы профотбора и научно обоснованного решения многих других задач психологии военного труда. Наиболее значимым результатом профессиографии следует признать выработку системных представлений о множестве существующих военных специальностей, составление их психологической классификации, обеспечивающей возможность на качественно ином, системном уровне решать вопросы определения профессиональной пригодности призывников и военнослужащих.
Поделиться в соцсетях:
Похожие