Введение
Современные Вооруженные Силы России характеризуются значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Это выдвигает на первый план фактор укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки. Все это обусловило постановку на повестку дня необходимости реорганизации существующей системы воспитания и обучения личного состава.Осознание того, что решаемые военными специалистами задачи требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов, привело к появлению социального заказа на специальную деятельность, предусматривающую обоснованное психологическое воздействие на человека и группы людей. Практическим шагом по реализации этого заказа явилось объединение усилий различных должностных лиц в рамках отдельного вида деятельности – психологической работы.
Разработка концептуальной модели и практическая организация системы психологической работы в ВС РФ опиралась на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее - морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества.
Одним из важнейших направлений организации психологической работы явилось введение в войсках должностей психолога полка. Именно психолог полка был призван обеспечить соответствующий уровень психологической работы, оказать помощь должностным лицам воинских частей и подразделений, не имеющим специальной психологической подготовки. В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности психологов, продолжается поиск наиболее оптимальных путей и способов их подбора, подготовки и использования.
Вместе с тем следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный "дефицит восприятия” психологов как представителей совершенно новой, непривычной для наших Вооруженных Сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, результативные критерии, не в полной мере учитывающие специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц.
С другой стороны, сами психологи еще не всегда готовы предложить новые подходы, способы и средства решения назревших проблем. Сказывается также некоторое опережение практических шагов по организации психологической работы по сравнению с ее методологическим обоснованием, научно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением. Отсутствие в первые годы нормативных документов, регламентирующих порядок организации и проведения психологической работы, порождало различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.
В настоящее время обстановка во многом изменилась в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей ГУВРа, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразделений ВС РФ начинает выстраиваться каркас будущей психологической службы ВС РФ, представленный в настоящее время вертикалью должностей военных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, нештатные консультационные пункты.
Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС.
Серьезным шагом в усилении практической направленности профессиональной подготовки военных психологов в Военном университете является введение специального курса «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время». Основными задачами данного курса являются:
- вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных Силах РФ, об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте-
- изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных Силах-
- изучение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в полку, бригаде (корабле 1 ранга), дивизии, корпусе (эскадре) в мирное время, этических профессиональных норм деятельности психолога-
- изучение психологических особенностей деятельности военнослужащих и воинских коллективов, особенностей психологической работы с военнослужащими, имеющими социальные, региональные, национальные, религиозные и другие отличия-
- уяснение направлений и форм взаимодействия с представителями медицинской службы и другими должностными лицами полка, бригады.
В результате освоения данного курса будущие специалисты должны уметь:
- применять методы психологической работы в полку, бригаде (корабле 1 ранга)-
- проводить мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб, специальных и миротворческих задач-
- владеть методами изучения индивидуальных психологических свойств и особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах, формирования мотивов к успешной военно-профессиональной деятельности-
- применять диагностические средства выявления лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости-
- проводить психологический анализ воинской деятельности различных видов, профессий и специальностей-
- определять уровень профессиональной и психологической готовности военнослужащих и воинских коллективов к выполнению учебно-боевых задач-
- разрабатывать рекомендации должностным лицам полка по распределению военнослужащих по воинским специальностям и подразделениям-
- проводить мероприятия психологической профилактики нарушений воинской дисциплины.
Опыт проведения занятий по данной дисциплине со слушателями Военного университета показывает, что основной ее особенностью является технологический характер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимых для решения конкретных задач по тому или иному направлению психологической работы. Это предполагает достаточно тесную связь указанной дисциплины с другими учебными дисциплинами и спецкурсами, которые призваны формировать необходимые теоретические знания об изучаемых психологических явлениях и практические умения по их диагностике и управлению. Особенностью является также и то, что изучаемые в рамках рассматриваемой дисциплины проблемы тесно увязаны с существующими нормативными документами, регламентирующими деятельность различных субъектов психологической работы. Изучение этих документов также является важным условием успешного профессионального становления будущих специалистов именно как военных психологов.
Представленное в данном учебном пособии содержание позволяет надеяться, что это пособие станет подспорьем слушателям и курсантам в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие