Введение
На сегодняшний день одной из наиболее востребованных профессий является профессия психолога. В настоящее время более 150 вузов страны готовят соответствующих специалистов. Имеющийся опыт их подготовки в высшей школе убедительно доказывает, что образ будущей профессии выпускника должен быть таким же объектом формирования, как и профессиональные знания, умения, навыки и способы мышления. В связи с этим государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в вузах специальной учебной дисциплины – «Введение в профессию».Целенаправленное формирование понимания будущими специалистами ценностных приоритетов профессиональной деятельности во многом способствует достижению ими профессиональной самостоятельности, основанной на осмысленном и заинтересованном отношении к результатам своего труда. Усиление внимания к проблеме самостоятельного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности является характерным и для современного этапа развития Вооруженных Сил России. Укрепление морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышение его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки осуществляются в рамках общей стратегической линии государства на профессионализацию армейских структур. Обеспечение профессионализации военных кадров, в свою очередь, предполагает необходимость научно обоснованного психологического обеспечения данного процесса.
Одним из направлений в реализации данного требования является введение в войсках должностей психологов, осуществляемое в рамках проводимой с начала 90-х годов ХХ века реорганизации всей системы воспитания и обучения личного состава. В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности психологов, продолжается поиск оптимальных путей и способов их подбора, подготовки и использования. Позитивным шагом является процесс постепенного оформления основных структурных подразделений психологической службы, создающей возможность расширения профессионального взаимодействия как самих психологов между собой, так и их профессионального сопровождения.
Вместе с тем процесс вхождения психологов в новую должность, выполнения ими профессиональных обязанностей оказывается на деле достаточно сложным, а порой и малоэффективным. Как показывают исследования профессионального становления психологов, эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий и факторов, составляющих социальную ситуацию профессионального развития.
Успешность профессионального становления и выполнения функциональных обязанностей во многом определяется степенью включенности психолога в такую структуру профессионально-деятельностных связей и отношений, взаимодействие с субъектами которой на каждом из этапов становления способствует формированию у него самого способности быть полноценным субъектом различных видов профессиональной деятельности. Данная (интегральная) способность быть субъектом деятельности, или профессиональная субъектность специалиста, связывается, прежде всего, с его способностью к самостоятельному целеполаганию и регулированию профессиональной деятельности на основе внутренних критериев эффективности и целесообразности, планированию и осуществлению профессионального саморазвития.
Вместе с тем отсутствие ясного представления о специфике профессиональной деятельности психолога у должностных лиц, недостаточное соответствие организационных структур потребностям их профессионального роста затрудняют выработку оптимальной модели функционирования психолога в системе профессионально-деятельностного и служебного взаимодействия с другими субъектами психологической работы. Кроме того, размытость, а в ряде случаев отсутствие четких критериев оценки профессионализма психолога и предметного разграничения сферы его деятельности с деятельностью других специалистов затрудняет процессы его профессиональной идентификации и самоопределения, выступающие в качестве необходимой основы профессионального развития психолога.
Необходимость всестороннего обеспечения условий целенаправленного формирования и развития профессиональной субъектности специалиста обусловлена и самим характером профессии психолога. Деятельность его весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов используемой информации, которая имеет отношение к ее главному предмету - психической реальности людей. В этой связи важной задачей является формирование у психологов адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека. Решение данной задачи лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным.
Освоение социально обусловленных норм профессии – это необходимое, но недостаточное условие для достижения действительно самостоятельного, творческого и инициативного выполнения профессиональной деятельности. Дело в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности психолога кругом задач, решаемых в процессе конкретного вида деятельности. В то же время в его профессиональной практике достаточно часты ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит тогда, когда перед психологом возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения не представляется возможным. В этом случае от него требуется способность ориентироваться в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобной ситуации свободного выбора личность психолога особенно рельефно проявляется как субъект деятельности.
В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после окончания вуза, когда значительно изменяется тип и характер его взаимодействия с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправленного и контролируемого характера освоения норм профессии) учебная среда ввуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает количество актов самостоятельного функционального самоопределения психолога, связанных с проблемными ситуациями его деятельности. В условиях дефицита внешней пролонгированной профессиональной ориентации психолога в нормах профессии возрастают требования к его личностно-профессиональному потенциалу, способности на основе углубленного самопознания, соотнесения своих личностных качеств с требованиями гуманистической парадигмы обеспечить адекватный выбор способа и меры профессионального вмешательства в жизнь другого человека.
Таким образом, учитывая современные требования к уровню профессионализма военных кадров, формирование у будущих специалистов адекватного представления о содержании и особенностях избранной профессии является необходимым условием их успешного профессионального становления. Важная роль в решении данной задачи принадлежит учебному курсу «Введение в профессию».
По своим теоретическим основам этот курс восходит к психологии труда, профессиологии, дидактике высшей школы. Одна из первых книг о профессиональном становлении - «Руководство выбором профессии» - вышла во Франции в 1849 году. Дальнейшие научные исследования в этой области способствовали развитию деятельности, направленной на построение типологии профессий, выяснение требований каждой из них к профессионально важным качествам человека, оказание помощи при выборе той или иной специальности. В настоящее время выделяют следующие направления в исследовании профессионализации специалиста.
В русле первого направления исследуются проблемы развития человека как субъекта деятельности: изучаются возрастные закономерности формирования человека- роль способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей человека в процессе выбора профессии и овладения специальностью в вузе- способы и средства формирования информационных образований, мотивации, навыков и умений, индивидуального стиля деятельности, проблемы профессионального самоопределения.
Второе направление объединяет психологические исследования, раскрывающие объективную сторону конкретных профессий и специальностей: их типологию, содержание и структуру, роль в жизнедеятельности общества- требования, предъявляемые к специалистам, критерии успешности их деятельности.
Третье направление связано с изучением условий, сопровождающих процесс профессионализации, исследованием проблем вхождения специалиста в профессиональную среду и профессиональное сообщество- факторов, влияющих на успешность осуществления профессиональной деятельности и способствующих повышению эффективности социальных форм регулирования процесса профессионализации специалиста.
Необходимость всестороннего анализа данных проблем обусловила структуру данного учебного курса, которая предполагает изучение трех основных разделов:
Раздел I. Психология как наука.
Раздел II. Психология как профессиональная деятельность.
Раздел III. Психология овладения профессиональной деятельностью психолога.
Психология предстает перед обучаемыми как научное знание, создаваемое и развиваемое силами ученых-исследователей, и как определенная сфера деятельности практических психологов. В этой связи учебная дисциплина «Введение в профессию» призвана ознакомить курсантов с содержанием и спецификой избранной профессиональной деятельности.
В ходе освоения курса, помимо знакомства с психологией как системой научного знания и практических методов его использования, курсанту необходимо осознать: 1) пути и средства своего вхождения в эту систему как активного субъекта- 2) пути и способы «проникновения» этой системы в каждого специалиста. Цель такого вхождения в психологию для курсантов - научиться превращать безличные знания учебных дисциплин в личностно значимые факторы своего становления как субъекта деятельности.
В результате изучения дисциплины «Введение в профессию» курсанты должны:
а) иметь представление:
- об основных этапах и закономерностях развития профессионализма психолога-
- о содержании профессиональных требований к личности психолога.
б) знать:
- предмет, методы и основные категории психологической науки-
- ведущие принципы, формы, средства и методы деятельности практических психологов-
- основные требования к процессу профессиональной подготовки психологов в ввузе-
- функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни-
- ключевые задачи и функциональное предназначение военных психологов-
в) уметь:
- практически использовать полученные знания по психологии в условиях учебной деятельности, организовывать свою учебную деятельность с учетом психологических закономерностей-
- пользоваться основными методами самодиагностики профессионализма и его динамики в процессе обучения-
- владеть приемами оценки уровня развития своих способностей-
- пользоваться психологической литературой, материалами конкретных психологических исследований.
Преподавание дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными дисциплинами. При этом раскрывается роль психологических знаний в осуществлении будущей деятельности и в учебном процессе. Для того чтобы курсанты могли наиболее полно уяснить специфику и методы психологической работы, в ходе изучения дисциплины планируется привлекать специалистов из среды военных психологов, представителей психологической службы ВС РФ.
Авторы надеются, что представленное учебное пособие станет ощутимым подспорьем для курсантов в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие