Сущность и содержание индивидуально-воспитательнойработы с военнослужащими
Видео: Сухой паек усиленный. ИРП 7
«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».К. Д. Ушинский.Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения заместителя командира роты по воспитательной работе изучить и учитывать индивидуальные особенности воинов.
Действенность воспитательной работы воспитателя с каждым конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо он знает достоинства и недостатки своего подчиненного, может найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение воина.
Прежде всего, необходимо уяснить, что индивидуально-воспитательная работа (ИВР) – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных и в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего.
В основе индивидуально-воспитательной работы с подчиненными лежат принципы воспитания военнослужащих. В первую очередь это принцип сочетания дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Он основывается на глубоком и всестороннем знании индивидуальных качеств личности военнослужащих и специфики их проявления в конкретных ситуациях и позволяет применять такие методы воспитания, средства и приемы личного и коллективного воздействия, которые дают наибольший воспитательный эффект.
В основе ИВР с военнослужащими лежат и другие принципы, например:
? сочетания требовательности к воспитаннику с уважением его личного достоинства и заботой о нем-
? опоры на положительные качества личности воспитанника-
? единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий и т.д.
Все это позволяет заместителю командира роты по воспитательной работе прогнозировать действия подчиненных, их поведение в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.
Заместителю командира по воспитательной работе необходимо определить, какие качества личности воина совпадают (не совпадают) с требованиями воинской службы, той ролью, которую предстоит ему играть в воинском коллективе. Очень важно знать, что хочет подчиненный в жизни, чего ждет от военной службы- насколько его установка на ратный труд соотносится с требованиями боевой готовности, интересами коллектива, задачами развития каждого воина- какие же данные о подчиненных необходимо знать. Основные из них представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Необходимый перечень данных о подчиненных
Видео: Тревожный чемоданчик
Окончание табл. 3.1
Непосредственное изучение подчиненных осуществляется в ходе наблюдения, индивидуальных собеседований, эксперимента, индивидуальной помощи и т.п. Оно происходит в процессе анализа результатов деятельности военнослужащего, мнения о нем его сослуживцев, изучения его документов, переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где он учился или работал, обобщения независимых характеристик, применения биографического метода и др.
Для учета и систематизации данных, полученных в ходе изучения подчиненных, заместителю командира роты по воспитательной работе целесообразно иметь педагогический дневник, в котором, как правило, фиксируются: индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика его развития- конкретные факты индивидуальной работы (содержание бесед)- характерные особенности, выявленные в ходе наблюдения- достижения воина, его отдельные проступки, мотивы их проявления, характерные суждения и др.- выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспектив дальнейшей индивидуальной работы с воином.
Педагогический дневник служит воспитателю важным подспорьем. Главное, чтобы ведение дневника не носило формальный характер. В этом случае он не нужен. Форму его ведения каждый командир должен определить самостоятельно.
Чем больше воспитатель знает о воспитаннике, тем точнее он может предвидеть варианты поведения, реакции в различных ситуациях. Одновременно глубокое и всестороннее знание индивидуальных особенностей подчиненного позволяет воспитателю определять пути воспитания (перевоспитания) военнослужащего.
Индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность военнослужащего можно разделить на непосредственное и опосредованное.
Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности: внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). При этом его цель во внешней сфере заключается в том, чтобы передать воину жизненный опыт воспитателей, их знания, навыки и умения в поведении и общении- во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между младшим командиром и его подчиненными, налаживание человеческого, доверительного, духовно-нравственного контакта. В таком взаимодействии командиру легче изыскать средства и способы утверждения в воспитаннике нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, стимулировать его самосовершенствование. Непосредственное взаимодействие с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле и т.д. Особенно благоприятные условия для этого создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль здесь принадлежит индивидуальной беседе, проводимой в непринужденной обстановке, один на один.
Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передает воспитатель.
Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается, прежде всего, созданием таких условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина.
Наряду с этим необходимо изучать и знать уровень развития личности военнослужащего.
Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели:
? степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами (начальниками), другими людьми-
? общительность (коммуникативность)-
? место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.)-
? степень влияния на других военнослужащих (авторитетность)-
? способность адаптироваться к условиям военной службы и др.
В своей совокупности данные об уровне развития личности военнослужащего должны способствовать пониманию его места и роли в воинском коллективе.
Таким образом, для проведения эффективной индивидуально-воспитательной работы заместителю командира роты по воспитательной работе необходимо знать ее сущность, содержание и методику проведения.
При организации воспитательной работы очень важно учитывать специфику деятельности подчиненных.
Определяя методику индивидуально-воспитательной работы с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия на конкретных военнослужащих, можно выделить три ее основных этапа:
1) изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего-
2) выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение-
3) анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия.
Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными воспитатель часто сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода воспитательного воздействия.
Практический опыт свидетельствует, что чаще всего командиры руководствуются элементарной целесообразностью и советами старших начальников. Но такой путь малоэффективен и не всегда приводит к желаемому воспитательному результату.
Одна из основных задач воспитателей при выборе методов индивидуально-воспитательной работы будет состоять в том, чтобы учесть возможность организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также развитие необходимого взаимодействия с сослуживцами, стиля общения в коллективе.
На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении.
В любой группе подчиненных есть воины с различным уровнем функциональной активности. Поэтому следует избирать такие методы индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, которые направят их активность в нужное русло, будут стимулировать ее проявление сообразно содержанию и условиям решения учебно-боевой и служебной задачи.
На выбор методов индивидуально-воспитательной работы с подчиненными существенное влияние оказывает и тот факт, что в подразделение часто прибывают военнослужащие, которые в своих оценках, суждениях и поступках руководствуются иными, чем принято в данном коллективе, идейными, моральными критериями и ориентирами. В этом случае важны максимальная дифференцированность индивидуально-воспитательной работы и более тщательный подбор методов воспитания в соответствии с выявленными индивидуальными характеристиками подчиненных.
При проведении индивидуально-воспитательной работы, как правило, опытные воспитатели применяют не только традиционные методы воспитания (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждeниe), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнение ролей и др.
Самым распространенным и, пожалуй, самым доступным методом индивидуально-воспитательной работы является беседа. В практике воспитания различают два вида беседы – диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая – для решения конкретных воспитательных задач.
Известно, что в воинском коллективе каждый солдат призван играть строго определенную роль на различных уровнях взаимодействия с сослуживцами: военно-служебном, общественно-бытовом, межличностном. Однако не каждый военнослужащий бывает готов к оптимальной реализации своей ролевой функции. Одному, например, успешно удается роль военного специалиста-исполнителя, но не получается роль хорошего, надежного товарища, у другого выражены способности к исполнению роли организатора, лидера, но не получается роль исполнительного воина, и т.д. В связи с этим в числе первоочередных задач индивидуально-воспитательной работы – подготовка подчиненного к эффективному исполнению ролей, предопределенных ему должностным предназначением, местом в структуре общественных и психологических отношений в коллективе.
Наряду с методами индивидуально-воспитательной работы с личным составом опытными воспитателями используются воспитательные приемы, которые позволяют им результативно решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Кратко остановимся на их сущности и особенностях использования.
Проявление сочувствия, внимания, доброты. Применение названного приема ИВР целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для него жизненной ситуации по причине совершенной непреднамеренной ошибки, просчета или же обстоятельств, не зависящих от личных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы.
Просьба выполняет роль нравственного тренинга, делает отношения командира с подчиненным доверительными, усиливает взаимопонимание. При использовании данного приема важным является то, как высказана просьба, какое личное отношение командира, воспитателя к подчиненному в ней скрыто. Просьба как прием ИВР предполагает добровольное оказание помощи и этим увеличивает степень свободы выбора подчиненным, уверенность в собственных силах.
Одобрение, похвала – этот прием является частью поощрения как общепедагогический метод воспитания. Он является фактором стимулирования инициативы, поощрения сделанного выбора. Формы этого приема выражаются в коротких репликах типа «молодец», «я в вас верил» или «был уверен» и т.п., а также и в форме оценки с анализом совершенного действия или поступка, сделанного выбора или позиции.
Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, т.е. наделения полномочием военнослужащего, который пока по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи. В основе приема лежит принцип воспитания – опора на положительные черты характера воина. Но младший командир должен помнить, что этот прием «срабатывает» только тогда, когда между подчиненным и воспитателем не будет нравственного противостояния, социально-психологической несовместимости.
Авансирование личности (термин введен А.С. Макаренко). Суть авансирования как приема ИВР с личным составом есть педагогическая оценка личности не за совершенный факт, не за содеянное, а в счет его будущих заслуг.
Прощение – отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема состоит в том, что командир в определенной ситуации, исходя из ее анализа, не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок.
Проявление огорчения – прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что младший командир, обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки, выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом.
В завершение назовем еще один прием, который способствует реализации в индивидуально-воспитательной работе основных методов воспитания, – это психологическая поддержка. Прием предполагает со стороны воспитателя создание таких условий воспитательного взаимодействия с подчиненным, при которых он чувствует психологический комфорт в коллективе, адекватность оценок его поведения, результатов деятельности, самооценки.
Важным этапом индивидуально-воспитательной работы является анализ достигнутых результатов, который воспитатель должен осуществлять ежедневно. Данный этап предполагает при необходимости внесение корректив в работу с подчиненными. Для этого необходимо обладать объективной информацией о положении дел во вверенном подразделении и поведении военнослужащих.
Такова сущность методов и приемов, наиболее часто применяемых заместителем командира роты по воспитательной работе при организации индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненного.
Таким образом, индивидуально-воспитательная работа – это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.
Поделиться в соцсетях:
Похожие