Характеристика основных методов воспитания
Видео: Разведопрос: Сергей Поликарпов про японский армейский меч времен Второй мировой войны
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении)последних с педагогом - воспитателем.Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.
Метод воспитания реализуется через деятельность педагога -воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм) телепередача и без педагога (нередко и вопреки советам наставников, если эти средства несут аморальную информацию).
Методы можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их - дело теоретических исследований, а для практической работы педагога больше всего подходит следующая:
- во-первых, методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами-
- во-вторых, методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы-
- в-третьих, методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения , в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков обучаемых.
К первой группе относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей ) в форме внушения, повествования, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Все эти виды информационного воздействия имеют функцию убедить и с их помощью педагоги решают соответствующую главную задачу: сформировать взгляды о том, "что такое хорошо и что такое плохо", взгляды о Добре и Зле, о допустимом и недопустимом Конечно, вместе с этим мировоззренческим развитием и на основе его формируются (и стимулируются) позитивные мотивы деятельности и общения. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют методы убеждений.
Ко второй группе относятся: различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, состязания, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это - методы упражнений (приучений). К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это - методы оценки и самооценки.
Остановимся на более подробной характеристике отдельных методов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие