Поведение детей с зпр на занятиях
Видео: Занятия и развитие детей с диагнозом Умственная отсталость фильм1
Коррекционные занятия для детей с ЗПР
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
(ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.
ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.
МЕДИЦИНСКАЯ
На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Видео: Выход из Алалии.Запуск речи у неговорящих детей.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.
С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.
ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Сохранение физического и психического здоровья у детей с задержкой психического развития на физкультурных занятиях
Сохранение физического и психического здоровья у детей с задержкой психического развития на физкультурных занятиях
Описание материала: материал будет полезен инструкторам по физической культуре, а также воспитателям, работающим с детьми, имеющими задержку психического развития.
Нас, педагогов дошкольных учреждений, волнует состояние здоровья детей.
У детей задержка психического развития является сложным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. К этой категории принадлежат дети с отклонениями в познавательной сфере, с педагогической запущенностью. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с задержкой психического развития способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы работы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление или ослабление недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательных сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. У многих детей с ЗПР наблюдаются:
• Нарушение памяти, мышлении, внимания.
• Общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения.
• Отставание физического развития – диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки и плоскостопие и т.п.
• Нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряжённостью, скованностью, угловатостью.
• Нарушения в развитии физических качеств. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точность, ритмичность, сохранение равновесия, ориентировка в пространстве и т.п.
• Быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно -сосудистой и дыхательной систем.
Для успешного усвоения детьми с ЗПР програмного материала в период дошкольного детства и подготовка их к обучению в школе, в нашем деском саду ведётся комплексная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива. Успешное решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников связано с полноценным использованием двигательной деятельности, с совершенствованием физической культуры в детском саду за счёт осмысления стоящих задач, средств физического воспитания и отказа от механического подхода к проведению физкультурных занятий с детьми с ЗПР
Из опыта работы с детьми с ЗПР могу с уверенностью сказать, что занятия по физической культуре имеют свои особенности. Дети приходят ко мне на физкультурное занятие, уже изрядно "насидевшись" на других занятиях: математике, рисовании, с подгрупповых занятий у логопеда, дефектолога или психолога.
В вводной части занятия я использую упражнения на «расслабление» позвоночника: «Потягивание» (и.п. лёжа), «Собачка» (и.п. стоя на четвереньках) и др. Многие инструкторы по физической культуре в погоне за высокой моторной плотностью на физкультурных занятиях снижают требования к владению техникой выполнения движений, а порой, просто не замечают ошибок, которые допускают дети. Не возникает сомнений, что, если ребёнок бегает тяжёлым шагом, то при больших физических затратах значительно меньше будет пробегаемое расстояние, а отсюда низкий тренирующий эффект сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Но самое главное – возникновение отрицательных воздействий такого бега на различные органы, костную и мышечную системы. Чем больше пробегаемое расстояние, тем выше опасность принести вред здоровью детей. Для решения оздоровительных и образовательных задач инструкторы по физической культуре традиционно используют физические упражнения. Но если раньше недооценивался тренирующий эффект движений в расширении функциональных возможностей организма ребёнка, то в настоящее время снижается внимание к качеству выполнения двигательных действий на физкультурных занятиях. Отчётливо это проявляется в том, что часть инструкторов по физической культуре отдают предпочтение увеличению физиологических нагрузок, не учитывая при этом уровня владения правильным выполнением физических упражнений и основных видов движений. По рекомендациям медиков я использую «смешанную» нагрузку на организм ребёнка при выполнении общеразвивающих упражнений: руки – ноги, спина – живот. На занятиях физическими упражнениями у детей с ЗПР выявляются затруднения в понимании, выполнении по словесному указанию ОРУ и ОВД. Так при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ нового движения, но и совместное его выполнение с ребёнком, при этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением.
Чаще надо использовать подводящие упражнения при обучении ОВД детей с ЗПР. Рационально чередовать общеразвивающие упражнения с упражнениями на расслабление, основная цель которых – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени и восстановление функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного состояния (возбуждённого) в другое (спокойное). Как показывает практика, упражнения на расслабление целесообразно проводить в определённой последовательности:
• Потряхивание расслабленными кистями рук
• Поочерёдное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой
• «Тряпочная кукла» (повороты вправо-влево)
• Дыхательные упражнения
• Пальчиковая гимнастика
Неоценима помощь воспитателя на физкультурном занятии, который осуществляет индивидуальный подход при разучивании ОРУ, помогает их качественному выполнению, а самое главное вместе с инструктором по физической культуре способствует эмоциональной насыщенности каждого занятия. Ведь не секрет, часть детей с ЗПР, плохо справляющихся с движениями, замыкаются, начинают плакать, ищут поддержки у взрослых, а другая часть детей становится агрессивной. Неудача их делает ещё более капризными, упрямыми, драчливыми.
Проблема агрессивного поведения детей с ЗПР на физкультурном занятии очень актуальна в наши дни.
• В первую очередь агрессия идёт из дома. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребёнок и у которых «заражается» их агрессивностью, унижение и оскорбление ребёнка со стороны родителей.
• Проявление нелюбви к ребёнку, формирования у него беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.
• Взаимодействие во время подвижных игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которой дети узнают о преимуществе агрессивного поведения («Я самый сильный – и мне всё можно»).
• Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности наших детей.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей, подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведётся в осуждающих выражениях: «грубиян», «хулиган» и т.п. Такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, не только дома, но и в детском саду.
В неблагополучных семьях, как правило, игнорируется внутренний мир ребёнка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других детей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознание собственных эмоций, за исключением гнева и отсутствие вины в случае, если ими невольно или специально была причинена физическая боль или моральная другому ребёнку. В нашем детском саду коррекция агрессивного поведения детей носит комплексный, систематический характер и от всех педагогов эта работа требует стойкости, спокойствия, тактичности и терпения, а также любви и уважения личности ребёнка со всеми его недостатками в развитие.
Таким образом . ранняя и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует укреплению не только физического, но и психического здоровья детей с задержкой психического развития.
Разработка занятий с детьми с ЗПР по коррекционной ритмике в условиях ДОУ компенсирующего вида
Введение
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях межличностного взаимодействия у значительной части учащихся, в количественном росте детей с задержкой психического развития.
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) - важнейшее направление в исследовании этой проблемы.
Современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в младшем дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межанализаторные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности.
Детский сад компенсирующего вида № 46 г. Торез Донецкой области посещают дети с ЗПР и дети с нарушением интеллекта. Самой многочисленной является группа детей с ЗПР церебро-органического генеза (80%) различной степени тяжести.
Задача: разработать занятия с детьми с учетом их особенностей с целью коррекции отклонений в развитии.
Краткая характеристика детей с ЗПР, их основные проблемы
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Познавательная деятельность дошкольников с ЗПР характеризуется рядом особенностей.
Внимание этих детей отличается неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Отмечаются недостатки тактильно-двигательного восприятия.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительным своеобразием характеризуется их мыслительная деятельность. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают и трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ЗПР, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития.
Среди наших воспитанников много дошкольников с таким речевым нарушением, как дизартрия (80-90%): у них невнятная речь, слабо развита речевая моторика, бедная мимика, неправильное дыхание (учащенное, поверхностное), ускоренный или замедленный темп речи, слюнотечение, усиливающееся во время речи, скованные движения.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит к проблемам формирования связной речи.
У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности. Страдает сфера коммуникации.
Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с ЗПР. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, сила, гибкость, ловкость, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет параллельно с формированием чувства ритма. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека и высшей психической деятельностью и поведением. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движения. Значит, для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребенка. Педагогический опыт показывает, что этому в значительной мере способствует коррекционная ритмика.
Комплекс коррекционных занятий, предлагаемый для детей с ЗПР
Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Педагогами ДОУ была разработана система занятий по коррекционной ритмике с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью (от 3 до 7 лет). На занятиях реализуется основной принцип специального образования - коррекционной направленности образовательного процесса.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени развитие сенсорных и моторных функций формирование кинестетической основы артикуляторных движений развитие мимической мускулатуры развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Рекомендуется занятия коррекционной ритмикой проводить 1 раз в неделю со всей группой (10 детей). Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Коррекционные занятия с умственно отсталыми детьми нужно проводить с учетом требований программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под ред. Екжановой Е.А. Стребелевой Е.А. - М. 2002. Занятия в группе для детей с ЗПР по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г. - М. 2003. Материал программы по ознакомлению с окружающим, развитию речи, игровой деятельности, музыкальному развитию используется на занятиях в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР на занятиях изодеятельностью
Дипломная работа - Педагогика
Другие дипломы по предмету Педагогика
Вµобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
У детей с ЗПР соматогенного происхождения имеет место задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.
У детей с ЗПР психогенного происхождения, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленного явлениями гипоопеки, наблюдаются черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. При гиперопеке характерны черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. При варианте патологического развития личности по невротическому типу эмоциональная незрелость у детей проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы.[13]
У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения нарушения в эмоционально-органического происхождения нарушения в эмоционально-волевой сфере обладают большей стойкостью и выраженностью. Она представлена органическим инфантилизмом (Юркова И.А. 1959 г, Сухарева Г.Е. 1959 г). В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют два основных вида органического инфантилизма. (Лебединская К.С. 1982 г):
.Неустойчивый - характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности, повышенной внушаемостью.
.Тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, страхом, робостью. [13]
При органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью.
Знание индивидуальных особенностей эмоциональной организации детей с ЗПР может помочь предупредить негативные тенденции поведения ребенка уже с первых дней посещения им ДОУ. Педагоги, используя их, могут правильно наладить эмоциональный контакт с ребенком, помочь ему освоится в нелегких для него условиях обучения.
Выводы по главе I.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения, ориентироваться в окружающей действительности.
Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
У детей с ЗПР всегда обнаруживается незрелость эмоциональной сферы, отставание в темпах ее развития. Следствием этого являются неверное восприятие эмоциональных состояний детьми с ЗПР и их неадекватные эмоциональные реакции, которые чаще всего становятся причиной, приводящей к трудностям в обучении и воспитании.
Глава II. Изобразительная деятельность ребенка в контексте изучения его эмоционального развития
2.1 Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы ребёнка
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Рисование - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно - осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает
манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминание?/p>