lovmedgu.ru

Обучение детей с зпр в доу

Обучение детей с зпр в доу

«Организация развивающего пространства в ДОУ для детей с ЗПР»

«Организация развивающего пространства

в ДОУ для детей с ЗПР»

воспитатель МАДОУ д/с «Колокольчик»

Ерохина Ольга Александровна

Слйд 2

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Дети с ЗПР сейчас могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида. Дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.

Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.

обучение детей с зпр в доу

Слайд3

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы

- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной)

- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием)

- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей)

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.

Важную роль в развитии ребенка с ЗПР играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребёнка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Особенности детей с ЗПР предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

Слайд 4

Цель:

Создание условий для полноценного развития детей с ЗПР.

Слайд 5

Задачи:

1. Совершенствование двигательных функций кисти.

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес) .

Слайд 6

Группу, в которой я работаю, посещает мальчик с диагнозом ЗПР, где одной из главных проблем есть задержка речевого развития. Его зовут Ваня. Ему 3 года 7 месяцев. Он не произносит слова и звуки вообще. Хотя понимает речь, выполняет просьбы, обслуживает себя сам. Наблюдая за ним и пообщавшись с родителями Вани я стала использовать в своей работе разнообразное оборудование, которое на мой взгляд, позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность ребёнка, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, а так же оказывает развивающее действие на мелкую моторику пальцев и рук.

Веду работу с Ваней в двух блоках: сенсорный и активационный.

1. Активационный блок, где собрано оборудование, направленное на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

В группе есть спортивный инвентарь (лесенка, мячи для прыжков, маты, который позволяет совершенствовать двигательные функции ребенка.

Пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

Слайд 7

В качестве неструктурированной среды для игр использую воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.

Для развития тактильных ощущений и осязания использую игры с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки) резиновые шары, наполненные мукой, крахмалом, сыпучими продуктами .

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствую в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие) .

Зрительные и слуховые ощущения мы с Ваней развиваем в музыкальном уголке нашей группы. Ване очень нравится ударять молоточком по металлофону, звенеть колокольчиками. Так же использую музыкальный фон перед сном и после занятий (шум моря, пение птиц и т. п.). Всё это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить детей.

Ване очень нравятся игры со светом и темнотой. Вечером достаточно выключить свет, включить фонарик или зажечь свечу и на стене появляются различные животные. Игры с мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым огоньком» - позволяет развивать зрительного восприятия, координации глаз, руки.

Я считаю, что гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать.

2. Сенсорный блок включает в себя оборудование для развития моторики рук и пальцев. Здесь очень важным этапов в развитии ребенка с ЗПР является развитие мелкой моторики.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев и рук (типа нашей «Сороки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки»,

«Сорока», «Коза рогатая». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Учитывая вышесказанное, в работе с Ваней я использую игру с перекатыванием карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой.

СЛАЙД 8, 9

Откручивание и закручивание разноцветных крышек способствует восприятию цвета и развитию моторики кисти.

Слайд 10

Игра с цветными шнурками и трубочками, которая способствует развитию мелкой мускулатуры рук и вырабатыванию умения самостоятельно выбирать цвет.

Слайд 11

Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми шишками.

Слайд 12

"Пальчиковый бассейн". "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.

"Бассейн" можно сделать очень просто: взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее аналогично с шишками) .

ВЫВОД:

Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фито дизайн и ароматерапия позволяют сделать среду эмоционально комфортной. Такие дети, как Ваня, требуют особого подхода. Поэтому основная работа с ним строится с учетом этих особенностей и включает организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных видов.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития. формирования полноценной личности, получения должного образования.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

На первый взгляд дошкольники с ЗПР не так уж и отличаются от сверстников .Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии - при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидным трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

До настоящего времени предпочтение отдавалось разработке содержания и методов коррекции ЗПР в условиях школьного обучения. Создавалась сеть специальных классов при массовых школах: классы выравнивания, коррекции, компенсирующего обучения.

И только с 1990 года появляется новый тип специальных дошкольных учреждений – детское дошкольное учреждение для детей с ЗПР и диагностические группы развития в массовых дошкольных учреждениях. Приёму в дошкольные учреждения и группы развития для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом «Задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими, соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве и нарушениями эндокринной системы, а также вследствие педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

В такие дошкольные учреждения или группы дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и образовательных учреждений через ПМПК.

Решение о направлении ребёнка в дошкольное учреждение или группу или отказ выносится ПМПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребёнка.

обучение детей с зпр в доу

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребёнку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребёнок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 -9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлён ПМПК.

Группы комплектуются с учётом возраста детей, старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, подготовительная группа – дети в возрасте от 6 до 7 лет или 8 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. Наполняемость в таких группах до 10 человек.

Ведущим специалистом. осуществляющим коррекционную работу является учитель – дефектолог. Помимо этого, в каждой группе работают два воспитателя, дополнительно вводится ставка учителя – логопеда на каждую диагностическую группу.

Учитель – дефектолог проводит следующие занятия:

обучение детей с зпр в доу

-занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – два раза в неделю

-подготовка к обучению грамоте – три раза в неделю

-формирование элементарных математических представлений – два раза в неделю на 1 году обучения и 4 раза на 2 году обучения.

Подгрупповые занятия с детьми проводятся с 9-00 до 11-00, остальное время отводится на индивидуальную работу с детьми и оформление документации. Во второй половине дня с детьми должен заниматься логопед, который проводит индивидуально – подгрупповые занятия. На протяжении всего года обучения дефектологом проводится обследование детей в три этапа.

Первый этап – 3 недели сентября на первом году обучения и 2 недели на втором году обучения. Цель – выявить особенности психического развития каждого воспитанника определить уровень обучаемости детей, степень сформированности знаний, умений, навыков собрать анамнестические сведения о развитии ребёнка, условиях воспитания в семье, сведения о родителях. Результаты заносятся в протоколы обследования, на основании которых формируются подгруппы детей для проведения коррекционной работы заполняются диагностические карты развития детей, чертятся графики.

Второй этап – 2 недели января. Цель - выявить особенности динамики развития. При отсуствии положительной динамики дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На втором этапе определяются цели и задачи коррекционно – педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап – 2 недели мая. Цель – определить динамику развития и результаты работы за год. На основании результатов осуществляется перевод детей в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники групп развития, как правило, подготовлены к обучению в массовой школе. Но могут быть и исключения. Поэтому решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребёнку, принимается на ПМПК. Родители получают соответствующие рекомендации.

Список литературы:

    Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.- М.2000. Дети с ЗПР./Под. ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.1984. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе./Под. ред. В.А. Махачиной, Н.А.Цыпиной.- М.:Просвещение.1987.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с ЗПР

Номинация Методическая работа в ДОУ

Подготовка детей с ЗПР к школе становится особенно актуальной в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

У детей с ЗПР особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. Из - за недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в различении фонем. Также у детей с ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности.

Главный принцип коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР - простота изложения и доступность материала.

Считаю, что использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.

Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. У дошкольника она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением, и оказывает влияние на развитие речи. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок Живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни&hellip. В силу этого игра выступает как мощное средство всестороннего развития и воспитания.

Игра может преобразовываться в педагогическое явление в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение для достижения определенных задач.

Введение в занятия по обучению грамоте игровых и сказочных персонажей позволяет решать одновременно целый комплекс педагогических задач: речевых и познавательных.

Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Предлагаю рассмотреть конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи По цветам Радужки в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

Список используемой литературы:

1. Игра дошкольника под редакцией С.Л. Новоселовой, М. Просвещение, 1989 г.

2. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно, Творческий центр Сфера, М. 2004 г.

3. Нагорная Л.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - Спб. Речь, Образовательные проекты М. Сфера, 2009. - 160 с.

4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Просвещение, М. 2008.

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 4658

Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 4, сумма баллов: 20)

Индивидуальная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка-инвалида.

Авторы: педагог-психолог Войтенко Галина Павловна . воспитатель Еверзова Анна Ивановна . воспитатель Карпенко Лидия Ивановна . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N84, г. Белгород.

Образовательная программа является частью примерной образовательной программы дошкольного образования Детство. В детском учреждении есть дети с ЗПР, поэтому возникла необходимость создания рабочей коррекционно-образовательной программы по подготовке к школе детей с задержкой психического развития, на основе программы С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, реализуемой в ДОУ.

Программа направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в том числе и инвалидов в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем примерную образовательную программу дошкольного образования.

Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает:

  • осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей
  • возможность освоения ребёнком- инвалидом основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
  • Структура индивидуальной программы:

  • общие сведения о ребёнке
  • медико-психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк ДОУ и (при наличии) городской ПМПк
  • коррекционно-развивающий маршрут (план)
  • предполагаемые результаты
  • возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы
  • характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-образовательную программу
  • пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП)
  • планирование деятельности по реализации индивидуальной программы
  • промежуточные и итоговые результаты
  • заключение специалистов и педагогов
  • создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка -инвалида в ДОУ
  • проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации
  • планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования
  • оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности
  • подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни
  • оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка- инвалида..
  • Особенности развития детей с задержкой психического развития.

    Понятие дети с ограниченными возможностями охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

    Вариативность отклонений в развитии воспитанников ДОУ имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью - до педагогической запущенности или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

    Приему в ДОУ и группы для детей с ОВЗ подлежат дети с диагнозом ЗПР.

    Основным показанием к приему является:

    -ЗПР церебрально-органического генеза

    -ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма

    -ЗПР соматогенного происхождения

    -ЗПР психогенного происхождения(психическая инфантилизация).

    Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.

    У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР - органическое заболевание ЦНС.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Обучение детей с зпр в доу