Формы и методы работы с детьми зпр
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми, имеющими нарушения речи на фоне ЗПР
Работая в детском саду компенсирующего вида, становится очевидной проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи. В основном к нам дети приходят в 6 лет, и лишь единицы 3–4-летнего возраста. В связи с этим перед коллективом и мной встала необходимость интенсифицировать коррекционное воздействие со стороны специалистов ДОУ. Наряду с традиционными методами и формами работы я стала применять нетрадиционные.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична. Очень жаль, что родители не замечают отклонения у своих деток и поэтому очень поздно обращаются за помощью к специалистам. Если начать работу с ребятами с ЗПР имеющим ОНР раньше, (хотя бы с 4 -5 лет), то и результат будет гораздо выше, чем когда приходят за один год до школы.
Своим выступлением хочу обратить ваше внимание на те проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей работе с детьми с ЗПР и на то, как более эффективно можно помочь исправить речевые нарушения этих ребят.
Проблема речевых нарушений у детей с ЗПР волнует сегодня и родителей и специалистов, как детских садов, так и школ. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Именно таких детей все больше и больше приходит в детские сады. Таким образом, наша задача, выявить детей такой категории и помочь им как можно раньше.
Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с задержкой психического развития?
При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речи у детей.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия - дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, логоритмические упражнения и песочную терапию.
Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками.
Первый прием, который мне наиболее интересен в работе с детьми с ЗПР, работа с песком – “Песочная терапия”.
Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно.
Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.
Еще детям нравится выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радуются они, когда все получается.
Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, можно использовать при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук и т.д.
Следующий прием, который я использую в свое работе – это логоритмические упражнения.
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Движения под музыку способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость.
Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию.
Учитывая такие возможности, я решила в своей работе использовать логоритмические упражнения, как в подгрупповых занятиях, так и индивидуальных. В занятия включаю пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения, сидя и стоя, манипуляции с предметами, речевые игры и др. Все игры и упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучиваем.
Справиться с этой работой мне помогает музыкальный руководитель. Вместе мы подбираем игры, она записывает нужную мне музыку на кассеты, благодаря чему я, независимо от нее, могу играть на своих занятиях, а музыкальный руководитель - на своих. Дети с охотой играют и выполняют разные упражнения под музыку.
Во время динамической паузы на занятии мы с детьми можем путешествовать по поляне, по лесу, плыть по морю. Под музыку мы превращаемся в бабочек, улиток, ветер, морские волны и др. Детям очень нравится фантазировать, и они подсказывают мне, в какое путешествие можно отправиться.
Ну, а самое главное это то, что дети учатся правильно выражать свои мысли, дышать, слышать музыку. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки деток, что немаловажно для детей с ЗПР.
Например, играя в игры “Слон”, “Медвежонок” или “Мячик”, детям нужно под музыку петь песенку и одновременно выполнять упражнения руками.
Мне и ребятам очень нравится игра “Алфавит”. Играя под музыку, дети заучивают буквы. Чтобы легче было запомнить – элементы букв выполняем телом. Задействованы руки, ноги, голова и туловище, т.е. развивается двигательная память, которая является основной для таких детей. Представьте, сколько всего ребенок должен выполнить. Слышать музыку, вспомнить букву по порядку, как выполняется элемент этой буквы, показать ее и проговорить. Звуки - буквы проговариваем, классифицируя их на гласные и согласные. Гласные – поем, согласные – пропеваем отрывисто.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики я учу детей выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность детей помогает интенсивней развивать их речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.
Третий прием . который также помогает решать речевые проблемы детей – это речевые игры. В таких играх от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах.
Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяя их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Например, игра “Экскурсия в магазин”. Ребенок должен выбрать одежду, игрушки и др. в названии которых есть определенный звук. Покупая вещи, он рассказывает, что купил.
Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет мне учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и др.), снимать напряжение.
Занятия подгрупповые проводятся с этими детьми два раза в неделю по 30 минут. Игры с песком, речевые игры и логоритмические упражнения идут как часть занятия.
Играя с детьми, я не забываю “играть” со взрослыми. Приглашаю родителей на логопедический кружок “Речецветик”, где провожу игры – практикумы для того, чтобы родители могли сами помочь своим детям в домашних условиях закреплять знания, полученные на занятиях в д/с, рассказываю об успехах и проблемах их детей.
Постоянно провожу беседы и консультации с родителями и воспитателями своей группы, а также на пед.советах и пед.часах, о том, как правильно надо вести себя с такими детьми и как помочь им правильно разговаривать, проговаривать звуки на занятиях, в играх со своими сверстниками.
Совместно с воспитателями подбираем для этих детей стихи к праздникам, роли в инсценировках, спектаклях, утренниках и т.д. Участвую вместе с детьми в различных мероприятиях, а также в конце года провожу открытое итоговое занятие для родителей и воспитателей.
Таким образом, используя все эти методы и приемы в своей работе, я вижу яркую динамику в речевом развитии детей. Глядя на диаграмму можно сделать вывод, что на начало 2007-2008 года в речевом развитии у 67 % детей - неусвоение программы. На конец этого года мы видим, что уровень речевого развития изменился. 33% вышли на средний уровень, а 67% на низкий. Это говорит о том, что, если ребенок начнет в системе заниматься со средней группы, то и развитие будет быстрее и эффективнее.
А также все это помогает мне найти хороший контакт с родителями и привлечь их к индивидуальной работе с детьми дома.
Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Категория общения в психолого-педагогическом исследовании. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения и основные барьеры общения с детьми с задержкой психического развития. Эмоциональные особенности развития младших школьников.
курсовая работа [90,0 K], добавлен 21.11.2011
Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. Современные представления о письменной речи. Принципы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками.
реферат [35,3 K], добавлен 10.04.2014
Проблема педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Направления и средства различных видов работы с такими детьми. Организация и направления взаимодействия психолога с педагогом классов коррекционно-развивающего обучения, с родителями.
реферат [17,9 K], добавлен 28.12.2011
Современные представления о лексической стороне речи. Современные представления о задержке психического развития. Принципы, направления и организация коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.
дипломная работа [675,0 K], добавлен 05.04.2014
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определение значения игры в становлении, развитии личности младших школьников с задержкой психического развития.
курсовая работа [33,6 K], добавлен 07.04.2010
Развитие связной речи младших школьников в норме. Дефекты речи у детей с задержкой психического развития. Сопоставление уровней владения связной речью школьниками с задержкой психического развития и учащимися с нормальным психофизическим развитием.
дипломная работа [76,3 K], добавлен 12.03.2011
Характеристика задержки психического развития. Проблема умственной отсталости. Особенности педагогического процесса с детьми имеющими интеллектуальные нарушения. Формы и методы в работе с детьми ЗПР при ознакомлении с сезонными изменениями в природе.
курсовая работа [44,1 K], добавлен 19.04.2008
Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития. Характеристика речевого развития таких детей. Ошибки письма у младших школьников. Изучение специфических ошибок письма у школьников 7-8 лет с задержкой психического развития.
дипломная работа [1,2 M], добавлен 16.04.2012
Краткие сведения о развитии речи ребенка. Общая характеристика задержки психического развития, ранняя диагностика отклонений. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке развития. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
курсовая работа [436,4 K], добавлен 28.08.2011
Овладение грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития. Коррекционная роль современных компьютерных программ в процессе обучения младших школьников. Подбор информационно-коммуникационных технологий для речевого развития учащихся.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 22.12.2014
Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтомупсихокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Таблица 2. Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР
Наименование блока
«Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития»
Опубликовано в рубрике Конспекты НОД
Фев, 17th, 2015
Слайд 1. Что такое задержка психического развития?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы.
Слайд 2. Основные трудности
Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР
Слайд 3. Кто эти дети?
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педаго гический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленны е, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Слайд 4. Моторика
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания. технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Слайд 5. Речь
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
Слад 6. Внимание
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Слайд 7. Память
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Слайд 8. Коррекция
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-раз вивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
Слайд 9. Коррекция
В-третьих, коррекционно-раз вивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-раз вивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
При выстраивании тактики коррекционно-раз вивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Слайд 10. Направление работы
Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблаг ополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.
Слайд 11. Направление работы
Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигатель ного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
Слайд 12. Направление работы
Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование). учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.
Слайд 13. Специфические методы
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Слайд 14. Специфические методы
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения
Слайд 15. Специфические методы
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Слайд 16. Выводы
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.
Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем еще подумать. Неправда ли?