lovmedgu.ru

Классы коррекции для детей с зпр

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Система дифференцированного обучения находится в процессе становления, вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР появились другие образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки).

В этих классах внедряется множество программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки учащихся (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической).

Принятие решения о психологической коррекции и путях её осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы.

Специалист пользуется психодиагностической информацией для сопоставления её с теоретическими данными о закономерностях и специфике возрастной динамики детей с ЗПР и составляет программу коррекционной работы .

Программа может строиться по следующей схеме:

Основные методы психокоррекционного воздействия:

  1. психолого-педагогические,
  2. психотерапевтические.

Психолого-педагогические методы:

  1. метод коррекции умственной работоспособности,
  2. метод коррекции восприятия,
  3. метод коррекции аналитико-синтетической деятельности,
  4. метод коррекции нарушений характера,
  5. метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей.

Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности - представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение):

  1. ситуация молнии без грома,
  2. ситуация с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный (поменять местами причину и следствие).
  3. резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, (человек – однодневка, вся жизнь человека равна одному дню),
  4. перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств (телевизор в прошлом, настоящем, будущем),
  5. совмещение в одном объеме тех, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами (травинки и авторучки),
  6. изменение привычной логики действий (не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма),
  7. многократное усиление свойства объекта (свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается – перевозить очень много людей).

Метод коррекции концентрации внимания - включаются специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.

Основное условие эффективности - регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребёнка.

Метод коррекции восприятия.

Возможны виды психокоррекционных заданий, где ребёнок должен по инструкции взрослого воспроизвести графически образец, заданный в слове.

  1. “Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьянка”.
  2. Нарисуй на отдельном листе деталь предмета, например, одну лапу или один нос.
  3. Изображение фантастических персонажей, например, жар-птицу в волшебном саду.
  4. Рисовать точки в разных комбинациях.
  5. Рисовать для ребёнка точками контур рисунка и просить его обводить.
  6. Рисование дорожек – взрослый рисует сложную линию дороги – ребёнок проводит параллельную ей.
  7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша.
  8. Лепка различных форм из пластилина.
  9. Построение в игре планов – квартиры, улицы, города и др.
  10. Обсуждение с ребёнком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями.
  11. Рисование с натуры.

Метод коррекции нарушений характера - соблюдение следующих условий:

  1. Урегулировать питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затрату мышечной энергии, а также и отдых.
  2. Крайне целесообразно физическое воспитание (естественные движения, игры, экскурсии, спорт)

Метод игнорирования - ребёнок - предмет чрезмерного внимания, существуют ипохондрические признаки. Заранее говорят ребёнку, что не признают у него никаких особенностей, что все это его воображение и притворство. Не обращать внимания на его заявления, что он не такой, как другие дети.

Метод фиктивной, мнимой коррекции - пригоден в раннем детском возрасте, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Ребёнка уверяют, что если он выпьет это лекарство (соленая или сладкая вода) (эффект Плацебо), то он будет совершенно здоров.

Метод “заставания врасплох”, или метод “ошеломления” - на ребёнка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например. “Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко” и т.п. У ребёнка остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он приучается адекватно реагировать на просьбы и указания.

Метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей .

Постепенный перевод эмоциональной энергии . освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели:

А) перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию, например, эмоции азарта – в спорт, физического мазохизма – в психический, т.е. поэзию грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) – в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т.п.

Б) изменение целевой установки эмоций (перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к социально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие

Стр. 2

Модификация общеобразовательных программ и специализированные методы обучения позволяют большинству этих детей в течение четырех лет обучения в начальной школе догнать своих сверстников и перейти в общеобразовательную школу дети с более выраженной задержкой продолжают обучение в такой школе и получают образование в объеме 8 классов общеобразовательной ШКОЛЫ.

В последние годы создаются различные классы, ориентированные на работу с детьми по их психическому развитию - в них осуществляются коррекция, психологическая поддержка, психореабилитация.

Так, в 1988 г. в школах были созданы классы выравнивания для устранения недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов в знаниях, развития сфер психической деятельности, моторики, пространственной ориентации («О специальных классах выравнивания для детей с ЗПР» // Письмо Министра образования РСФСР от 06.07.88 №10/ 13/ 66).

В 90-е годы появляются классы коррекционно-развивающего обучения. Цель их организации - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности [50].

Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадлежит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, о механизмах и путях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального развития, а также методами психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе.

Развитие познавательной сферы детей с ЗПР

Добавлен: 17.03.2014.

Тема данной работы коррекции познавательной сферы детей с ЗПР - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день.

Актуальность исследования связана, прежде всего с тем, что знание особенностей развития познавательной сферы детей с ЗПР могут стать и ориентиром при диагностике задержки психического развития (чем больше таких черт наблюдается у ребенка, тем вероятнее наличие у него ЗПР), и критерием эффективности коррекционной работы (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны, очевидно, исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Наконец, понимание общей логики поведения этих детей существенно облегчает работу с ними.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития. По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В силу особенностей развития ребенка, из вышесказанного следует и необходимость психокоррекции познавательной сферы детей с диагнозом ЗПР.

классы коррекции для детей с зпр

Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся младших школьников, страдающих задержкой психического развития. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны мед. персонала, психологов, дефектологов, педагогов и т. д.

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии - одно из направлений работы психолога. В 50-60 - х гг. эта проблема приобрела особую значительность, в результате под руководством М. С. Певзнер было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. В центре внимания данного направления - выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребенка.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т. д.

Видео: Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр

У детей с задержкой психического развития на фоне первично - сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе.

Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.

Поэтому целью данной работы является изучение особенностей развития познавательной сферы детей с ЗПР и её коррекция.

классы коррекции для детей с зпр

Объектом исследования выступило особенности развития детей с ЗПР.

Предметом исследования: коррекционное развитие психики детей с ЗПР.

Для достижения цели работы и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

2. Систематизировать знания об особенностях развития познавательной сферы ребенка с ЗПР.

3. Рассмотреть сущность и специфику коррекционного развития познавательной сферы детей с ЗПР

4. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Гипотеза: если педагог, дефектолог, психолог систематически будут использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, то повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, речи и др. ) и активизация учащихся у детей с задержкой психического развития.

Методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы

- изучение и обобщение отечественной литературы

- моделирование, интервьюирование и т. д.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми с ЗПР.

Результаты наблюдения и исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности дефектолога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии, так как уровень сформулированности умственных особенностей: речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации, общения как условие развития детей, играют одну из важных ролей в коррекции познавательной сфере детей.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

Видео: Детей с ЗПР переведут в обычные школы

1 глава. Основные подходы к изучению проблемы особенностей развития познавательной сферы у детей с ЗПР

    ЗПР: понятие, причины, типология.

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого - либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего - то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой - то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил - во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно - сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Весь материал - смотрите документ.

Методы работы с детьми с зпр в классе коррекции, учебный план, контроль и оценка знаний, стандарты - имеются ли отличия от традиционных классов? Как организовать развивающую и коррекционную работу и в чем ее приоритет?

(Великородная Ирина Владимировна, 15.06.2010 19:35:12, )

классы коррекции для детей с зпр

Уважаемая Ирина Владимировна. В коррекционном классе при общеобразовательной школе или в школе VII вида обучаются дети, имеющие нормальный интеллект, но испытывающие стойкие трудности в обучении. Обучение в этих классах и школе ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) рекомендует обучение в таких классах и школах, звучит так - задержка психического развития (возможно, задержка психо-речевого развития). Дети с задержкой психического развития осваивают программу общеобразовательной школы, однако они нуждаются в психолого-педагогической помощи, без которой их отставание от нормально развивающихся сверстников будет увеличиваться. Чтобы лучше понять такого ребенка, советуем прочитать книгу А.О. Дробинской "Школьные трудности "нестандартных" детей" (М. изд-во "Школьная пресса"). Предлагаем также список литературы, которая поможет организовать работу:

Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I - IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. - М. Школьная пресса, 2004. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М. Школьная пресса, 2006. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М. Айрис-пресс, 2006. Шевченко С.Г. Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М. Школьная пресса, 2005. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М. АРКТИ, 2002. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. - М. АРКТИ, 2000. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. Генезис, 2000. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. - М. Школьная Пресса, 2005.

С уважением, консультанты ИКП РАО


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Классы коррекции для детей с зпр