lovmedgu.ru

Прикладные психотехнологии

В данном разделе параграфа мы приводим перечень эффективных психотехнологий, входящих в программу тренинга как на уровне эксплицитного описания, включенного в теоретический курс, так и на уровне навыков, формирование которых происходит в ходе практических занятий и на протяжении всего тренинга.

Для демонстрации вклада конкретной психотехнологии в достижение степени продуктивности целостной профессиональной деятельности мы сопровождаем описание каждой конкретной психотехнологии данными, характеризующими направление вектора соответствующего действия в 6-факторном пространстве профессиональной деятельности, имеющем оси, соответствующие шести технологическим составляющим профессиональной деятельности управления, выделенным нами в процессе кластерного анализа.



Направление вектора конкретной психотехнологии мы будем обозначать через перечисление векторных пучков, на оси которых соответствующее данной психотехнологии действие дает положительную проекцию, что понимается как фиксирование вклада данной эффективной психотехнологии в развитие определенного комплекса умений субъекта профессиональной деятельности. Данная характеристика, таким образом, будет представлена шестизначным двоичным кодом, в котором единица означает наличие проекции действия на ось соответствующего векторного пучка, а ноль - ее отсутствие.

Так, например, психотехнология "Модальные операторы" имеет следующую характеристику направления вектора действия: "101011", это означает, что данная психотехнология вносит свой вклад в степень развитости коммуникативных, мотивировочных, гностических и проектировочных умений субъекта профессиональной деятельности управления (см. табл. 1.).

Таблица 1.

Расшифровка характеристики направленности действия психотехнологии "Модальные операторы"

Видео: Знаю как. Прикладная психология рекламы и брендинга — 2

.

Расшифровка характеристики направленности действия психотехнологии Модальные операторы

Видео: Цивилизация держится на не очевидных умениях. Сергей Переслегин.



I. Прикладные психотехнологии психолингвистической компетентности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Прежде чем приступать к рассмотрению языка коммуникации, направленной на изменение кого-либо или себя, следует обратить внимание, что в этом контексте очевидно одновременное присутствие двух противоположных языковых процессов, соответствующих двум противоположным коммуникационным задачам.

Коммуникационная задача 1. Точная знаковая передача информации, имеющей конкретное аналоговое наполнение для формирования у партнера(-ов) либо себя однозначной программы действий и однозначного аналогового образа результатов и цели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Однозначно аналогово обозначенная информация называется информацией высокой точности (ИТВ).

Эта задача стоит, скажем, у составителей инструкции по пользованию сложным прибором, у руководителей при формировании приказа, у педагогов при объяснении задания для выполнения, у свидетелей происшествия, у путешественников при рассказе об увиденном, у ученых-естествоиспытателей при описании наблюдаемого явления, у психологов при описании поведения пациента и т.п. Для адекватной данной коммуникационной задаче передачи информации рассказчик должен подбирать слова-знаки, имеющие совершенно определенное и однозначное аналоговое значение. Это обеспечит адекватное и однозначное понимание партнером в контексте эффективной коммуникации переданного сообщения на аналоговом уровне. Если это требование в данных ситуациях не выполняется и вторым коммуникатором, рассказчик не переводится в режим аналоговой однозначности, то эффективность коммуникации становится еще более иллюзорной за счет априорного различия знаково-аналоговых процедур коммуникаторов. При одинаковом понимании контекста это может и не привести к серьезным последствиям, однако контекстная однозначность в информационно насыщенном мире уже не является очевидной. Т.е. данная коммуникационная задача распадается на задачу передатчика информации по аналоговому наполнению употребляемых знаков (назовем это мета-процедурой) и задачу получателя информации по требованию аналоговой расшифровки передаваемых ему знаков.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Пусть совокупность задач однозначного аналогового наполнения знаков называется мета-модельной задачей, а процесс выполнения этой задачи мета-моделированием.

Коммуникационная задача 2. Использование слов-знаков, не имеющих однозначного аналогового наполнения, позволяющее партнеру по коммуникации или себе самому понимать использованные передатчиком информации слова в максимально субъективном виде, без внесения внешних, как бы чужих конкретных образов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3. Знаковая информация, не имеющая конкретного однозначного аналогового наполнения, называется информацией низкой точности (ИНТ).

Эта задача стоит у следователей при создании преступнику иллюзии информированности о его деяниях, у исполнителей при формулировании отчета о заведомо невыполненной работе, у спорщиков при отсутствии фактов, у гипнотизеров при формировании авторитарности в глазах пациентов и описании их прошлых, настоящих и будущих состояний и представлений. Формирование сообщений такого рода происходит при проведении аналогово-знаковой милтон-процедуры (по имени величайшего гипнотизера Милтона Эриксона).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4. Задача формирования знакового сообщения, не имеющего однозначного и определенного аналогового наполнения, называется милтон-модельной задачей. Процесс выполнения ее назовем милтон-моделированием.

Результатом мета-моделирования является ИВТ, а результатом милтон-моделирования - ИНТ.

Каждая из двух вышеназванных коммуникационных задач может реализоваться во всех формах поступления информации к человеку. Принято классифицировать эти формы следующим образом:

1) Свойства грамматической структуры высказывания.

2) Паралингвистические характеристики (темп, ударение, интонации, высота тона, жесты, мимика, движение тела и пр.).

3) Наблюдение (восприятие коммуникативной ситуации).

4) Хранящиеся в памяти знания (мнения о говорящем и его признаках). Информация о других особенностях этой коммуникативной ситуации.

5) Знания ( мнения о характере происходящего взаимодействия и о структуре предшествовавших коммуникативных ситуаций).

6) Знания (мнения, полученные из предшествовавших речевых актов, их предыдущего дискурса).

7) Знания общего, конвенционального характера о взаимодействии и о прагматических правилах.

8) Другие фреймы (общие знания о мире).

Неопределенность или отсутствие информации в каких-либо из перечисленных пунктов значительно упрощает задачу милтон-моделирования, однозначное соответствие информации всех перечисленных форм у всех участников коммуникации, наоборот, является базисом для качественного мета-моделирования. Но большую часть этих пунктов можно исказить только за длительный период для изолированного объекта - ведь многие из этих фреймов имеют социокультурную структуру. Во все времена, однако, гипнотизирование общества производилось именно таким путем в условиях искаженных фреймов, измененного под задачи милтон-моделирования исторического знания и пр.

В значительной степени выполнение коммуникационной задачи будет связано с определенным предварительным моделированием характеристик контекста и участников: а) позиций (роль, статус)- б) свойств (пол, возраст)- в) отношений (превосходство, авторитет)- г) функций (судья, врач, слуга) и конвенциональных установлений к ним. Неопределенность любой из этих позиций создает милтон-модельный контекст и упрощает дальнейшее милтон-моделирование. Вспомним, например, ситуацию с гоголевским Хлестаковым, где случайно сложившаяся неопределенность некоторых из этих позиций привела к типичному милтон-модельному субъективному аналоговому конструированию в головах жителей уездного городка.

Часто возникает потребность в одном обращении (документе) использовать обе модели: например, в приказе или постановлении констатирующая часть должна быть милтон-модельной, а постановляющая, наоборот, мета-модельной.

Рассмотрим типичную структуру анализа дискурса 1 с позиций двух предложенных направлений моделирования.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Прикладные психотехнологии