Прикладные научные направления акмеологии
Как и у любой другой новой науки, в развитии акмеологии отчетливо просматриваются две тенденции — к интеграции акмеологического знания и его дифференциации. Проявление этих тенденций является закономерным: то же самое происходило примерно четверть века назад с психологической наукой, когда некоторые ее теоретические положения пересматривались на основе системного подхода.Интегративные тенденции в акмеологии обусловлены необходимостью дальнейшей работы по созданию ее теории и методологии. Дифференциация является естественным следствием формирования ее новых направлений на стыке с другими науками. Интегративные тенденции были отражены при рассмотрении теоретико-методологических основ акмеологии, представленных в первом разделе книги. Остановимся более подробно на тенденции дифференциации.
В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус:
1) педагогическая акмеология-
2) военная акмеология-
3) социальная акмеология-
4) юридическая акмеология-
5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др.
Иными словами, можно констатировать, что помимо общей акмеологии весьма интенсивно развиваются и ее прикладные направления, что дает основание говорить о формировании прикладной акмеологии. Это отрадный факт, свидетельствующий о поступательном развитии акмеологии, ее интегративном характере, привлекательности для других наук, ведь прикладные направления обычно формируются на стыке различных научных дисциплин.
Каковы особенности данного процесса дифференциации и его тенденции?
Как можно охарактеризовать уже сформированные направления прикладной акмеологии и формирующиеся новые?
В первую очередь следует подчеркнуть, что процессы дифференциации, формирование новых направлений прикладной акмеологии осуществляются в соответствии с логикой развития самой акмеологии. Поэтому отличительной особенностью этих процессов является специфичность получаемого научного знания, но в то же время имеющего тесные теоретико-методологические связи с их родовой наукой, которой является общая акмеология. Конкретизируя эту мысль, можно сказать, что если в общей акмеологии многие проблемы решаются на уровне знаний обобщающего характера, то в прикладных ее направлениях — на уровне знания особенного. Кроме того, если в соответствии с общим характером получаемого знания главным предметом общей акмеологии являются закономерности и механизмы прогрессивного развития зрелой личности при достижении ею вершин, то в предмете ее прикладных направлений обязательно отражается развитие личностно-профессиональное, связанное со спецификой профессиональной деятельности и взаимодействий, условиями их осуществления. Поэтому научные цели разных направлений прикладной акмеологии на стратегическом уровне соответствуют целям общей акмеологии. В то же время их объекты и предметы имеют определенные отличия, также обусловленные спецификой профессиональной деятельности, в которой и осуществляется личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала. Исходя из этого, можно предложить обобщающие формулировки объекта и предмета прикладных направлений акмеологии.
Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма.
Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности.
Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику.
Другой аспект дифференциации состоит в том, что прикладные направления акмеологии формируются, как нами уже подчеркивалось, на стыке с другими науками и сферами практики, где особенно остро стоит сейчас проблема профессионализма и где существуют благоприятные условия для восприятия акмеологических идей. Именно тесные связи многих наук с практикой обусловливают притягательную силу акмеологии, ведь нет такой сферы практической деятельности, в которой не ощущалась бы острая потребность в профессионалах высокого класса.
Поэтому-то первыми прикладными направлениями акмеологии стали те, которые жестко ориентированы на профессиональные сферы, непосредственно связанные с бытием и жизнедеятельностью человека, но за которыми «стоит» какая-то наука, в которой проблема профессионализма является одной из актуальнейших. Так появились педагогическая акмеология, военная, социальная, управленческая акмеология и др.
В процессе становления направлений прикладной акмеологии встречается немало трудностей. К трудностями общего характера следует прежде всего отнести недостаточность прикладных собственно акмеологических исследований в конкретных областях профессиональной деятельности. Однако встречаются трудности и иного порядка, в частности, отсутствие общепринятых эталонов высокого профессионализма. Это является существенным тормозом, в частности, для развития политической, управленческой и юридической акмеологии.
Таковы общие характеристики процессов дифференциации на данном этапе развития акмеологии, которые позволяют остановиться на некоторых видах прикладной акмеологии, ставших самостоятельными и оформившихся как научные направления.
Поделиться в соцсетях:
Похожие