Формирование единой системы обучения и воспитания офицеровв русской армии (xviii – первая половина xix века)
Видео: Kent Hovind - Seminar7 (Part1) - Questions and Answers [MULTISUBS]
Становление военно-воспитательной и образовательной систем в период создания регулярной русской армии и флота характеризовалось следующими основными чертами:? во-первых, воинское обучение было подчинено единой цели, сформулированной Петром I так: «Солдат надлежит тому обучать, как в бою поступать»-
? во-вторых, система военного обучения состояла из двух периодов: первый – одиночная подготовка, второй – подготовка в составе подразделений-
? в-третьих, были введены полевые тактические учения, двухсторонние маневры, на которых создавалась обстановка «яко в самом деле».
Фундаментом воспитательной деятельности офицера являлись дисциплина, твердость его характера, сознательное отношение к воинскому долгу, личный пример служения Отечеству. В воинском уставе 1698 года были закреплены принципы, следовать которым должны все: начальнику быть образцом нравственности и относиться к солдату как отцу к детям- в солдате развивать чувства воинской чести, товарищества, взаимной поддержки- в поведении нельзя допускать грубых, бескультурных поступков. Главный смысл военной присяги, текст которой содержался в «Артикуле воинском», введенном в действие по указанию Петра в 1716 году, составляли требования хранить верность царю, «чинить послушание командирам».
Основным в подготовке солдата считался нравственный элемент – «безконфузство» (морально-психологические качества). Особое внимание уделялось поддержанию в войсках порядка и дисциплины. Система воспитания дисциплинированности включала такие методы, как разъяснение обязанностей, личный пример начальника, поощрения и наказания, в том числе и телесные. За верную службу и мужество Петр щедро награждал, а за трусость, воровство и другие пороки карал беспощадно. Так, все оставшиеся в живых участники обороны Полтавы были «жалованы» серебряными медалями и годовым жалованьем. А комендант Полтавы А.С. Келин был пожалован из полковников в бригадные генералы и получил из рук Петра I «богато осыпанный государев портрет». Стоимость алмазных камней, украшавших портрет, составляла огромную по тем временам сумму – 873 рубля 33 копейки.
Система наказаний при Петре I была очень суровой. Вместе с тем в русской армии традиционно проводилась линия на то, чтобы «военное наказание» было «умеренным» и сочеталось «с ясным и кратким истолкованием погрешности». Это влияло на честолюбивых русских солдат и офицеров сильнее, чем жестокость.
Важным элементом складывавшейся системы обучения и воспитания нижних чинов и офицеров стали идеи Петра I о единстве обучения и воспитания, зависимости воспитания от практических задач, о нравственном элементе в работе с людьми, воспитании в процессе воинской деятельности.
Первоочередное значение придавалось возможности практического применения знания. Практика в известной мере брала верх над теорией, что отражалось в разработке всех документов, в том числе и военно-педагогических.
Практический опыт подготовки военнослужащих находил отражение в нормативных положениях соответствующих уставов, артикулов, инструкций и других законодательных актов, введенных Петром I. Большинство документов, разработанных в период его царствования, имеют три аспекта: мотивационную часть, управленческо-распорядительную с правовыми нормами и воспитательно-касательную.
Поделиться в соцсетях:
Похожие