Особенности становления военной психологии с 1917 г. И в первой половине 30–х годов хх века
Видео: Разведопрос: Игорь Пыхалов про возникновение Финляндии или "государство из царской пробирки"
Наряду с выработкой научного понимания психики и сознания на основе материалистического мировоззрения, благоприятным обстоятельством явился арсенал идей, накопленных прогрессивным направлением русской военной психологии. Изменившаяся политическая ситуация в стране после 1917 г. поставила новые задачи перед военной психологией.Во–первых, комплектование Вооруженных Сил – (социалистическая армия – армия классовая, армия рабочих и крестьян).
Во–вторых, новая идеологическая основа комплектования (социалистическая армия призвана вести войну в защиту социалистического отечества).
В–третьих, задачи, связанные с подготовкой – центральной фигурой армии является воин.
В–четвертых, осознание идеологической и методологической базы – формирование политического сознания на основе марксизма–ленинизма. То есть требовалась качественно новая военная психология по классовому сознанию, социальной направленности, задачам, содержанию, политической направленности, научно–теоретической основе.
На видное место выдвигаются психологи, занявшие позицию материализма (Блонский, Бехтерев, Выготский, Корнилов, Мясищев, Смирнов, Добрынин, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн) в том числе в военной психологии: Фролов, Таланкин, Хаханьян и др. П.И.Изместьев выпускает первый учебник по военной психологии. Генерал-лейтенант А.Е.Снесарев, начальник Академии ГШ, сам читает курс военной психологии в академии. А.Е.Снесарев в звании профессора ВПА., внес в научный фонд военно-политической академии идеи военной этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. В Академии ГШ с 1920 года читается курс «Психология войны».
В первых уставах РККА особое внимание удалялось развитию высоких нравственных и боевых качеств: находчивости, спокойствия, силы, ловкости, глазомера. В «Книжке красноармейца» были сформулированы нормы взаимоотношений в воинском коллективе, даны советы бойцу, как действовать в бою: «Будь образцом революционной сознательности – первый в борьбе, последний в отступлении. Подавай всегда пример революционной бодрости, смелости, дисциплины, строго поддерживай товарищеский дух, спайку солидарности в рядах красноармейцев».
Разработка военно-психологической теории начинается с создания Учредительного института Красной армии в ноябре 1919 г. (в 1925 г. преобразованного в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина). В частности, закладывались представления о бойце революционной армии, о военной психологии как науке. В учебном процессе началось преподавание слушателям учебных курсов по анатомии, физиологии, биологии, педагогической психологии.
После 1917 г. военная психология взяла курс на смелое вторжение в актуальные проблемы войсковой практики. А.Васильев писал: «Военная психология – одно из средств тактических и стратегических достижений» (Васильев А., 1923, с.136.). Н.Какурин отмечал: «Если из каждого командира нельзя сделать и ученого психолога, то, во всяком случае, без знания психологии и законов, по каким живет, чувствует масса, ему обойтись нельзя». (Какурин А., 1921, с.176.).
Старые военные специалисты (Л.Бызов, П.И.Изместьев, А.Н.Суворов и др.) предприняли попытки определить предмет и разработать по-новому проблемы формирования высоких моральных и боевых качеств личного состава, обосновать новые методы обучения и воспитания воинов, руководства частями и подразделениями в бою, укрепления воинской дисциплины.
Большинство психологов в своей деятельности пытались опираться на то рациональное, что было в старой психологии. С таких позиций в 1918–1920 гг. издано 42 работы, причем 14 из них посвящены проблемам военно-социальной психологии, которой в то время придавалось большое значение, а в жернале "Военное дело" издана статья «Основы военной доктрины", в которой рассматривались вопросы о месте и роли военной психологии в военной доктрине (см. ж. Военное дело, № 9, 1920 г.).
П.И. Изметьев делает попытки раскрыть взаимосвязь военной психологии и тактики, выявить причины страха и паники, показать целесообразность учета командиром психологического фактора при решении тактических задач, определить психологические условия укрепления морального состояния ( Изместьев П.И., 1921, кн.3).
А.Н.Суворов отмечает большую роль морального духа войск в бою и, опираясь на психологию, раскрывает некоторые практические пути его укрепления в ходе тактической подготовки войск (Суворов А.Н., 1923).
Н.И. Подвойский как активный строитель Красной Армии считает, что психология должна служить делу подготовки личного состава. Для воспитания надо знать индивидуальные особенности воспитуемого. Он обосновал необходимость изучения поведения красноармейцев и командиров во время боевых действий и во время повседневной службы, обосновал пути преодоления напряженности, страха и паники (разъяснения, повышение ответственности, личный пример боевого порыва). В систему подготовки личного состава к войне включал и морально-психологическую закалку (формирование презрения к смерти, сознание общественной значимости того, что защищаешь). С 8 октября 1920 г. при Всеобуче по инициативе А.И.Подвойского вводится психологическая секция, на педагогических курсах (читается 30 часовой курс педагогической психологии). Он был инициатором дневников по индивидуальной работе, сторонником профессионального психологического отбора, который строился с учетом политической зрелости, военно-профессиональной направленности, задатков.
С.А.Золотарев готовит научный труд «Курс педагогической психологии», который был ориентирован на культурных работников в качестве помощи по проведению воспитательной и просветительной работы (Золотарев С.А.,1921).
В 20-е годы, путем устных и письменных опросов, начинают проводиться психологические и социально-психологические обследования личного состава, как объекта предстоящей воспитательной работы выпускников академии. Особую роль сыграли «Военно-педагогический журнал», газета «Толмачевец», в которых раскрывался предмет и задачи психологии, дисциплины, воинского и политического воспитания, велась разработка методологических основ военной психологии.
В 1923 г. вышла книга начальника петроградской командной школы и преподавателя института П.И.Изместьева «Очерки по военной психологии». В ней рассматривался: моральный фактор в революционной войне- его зависимость от качеств командного состава, от обученности и дисциплины воинов- пути управления ими на основе знания психологии- гуманистические пути мобилизации духовных сил армии на основе убеждения, развития сознательного отношения воинов к службе (Изместьев П.И., 1923) . Это была попытка в новой, самостоятельной постановке проблем военной психологии в целом, в ее системном описании.
Внимание к военной психологии было проявлено и со стороны военачальников. С.С.Каменев (1886–1936 гг.) – говорил о психологическом влиянии в армии, уделял внимание психологии риска, учитывал психологический фактор (цена времени). М.Н.Тухачевский (1893–1937 гг.) ставит вопрос о психологической подготовке войск, моделировании реальной опасности. Н.И.Подвойский пишет о психологических реакциях солдат в боевой обстановке. А.С.Бубнов, С.И.Гусев в своих работах, с позиций нового мировоззрения на основе опыта рассматривали цели обучения, воспитания и психологической подготовки войск.
М.В.Фрунзе, активно разрабатывая кардинальные вопросы военного строительства, большое внимание уделял психологическим аспектам боевой подготовки, различных видов деятельности личного состава и научно обоснованного отбора пополнения по родам войск: «Если мы в морской флот, в специальные технические войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии не пригоден для несения службы в этих родах оружия, то тем самым мы всегда и весьма ударим по боевой мощи их». М.В.Фрунзе особое внимание обращал на вопросы психологической устойчивости личного состава, психологической подготовки к бою, боевые качества личного состава, моральные силы.
По указанию М.В.Фрунзе была развернута сеть центральных и окружных психофизиологических лабораторий. Проводятся исследования об управлении войсками, о субъективных переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психологии войны, о психике бойцов во время сражения и после боя, о психологических основах воспитания солдат. Центральное звено исследований было направлено на изучение поведения воинов и способов управления им.
Значимой в методологическом плане бала работа А.А.Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА». В ней раскрывается роль содержание и методологические основы военной психологии, высказано отношение к дореволюционной и буржуазной психологии, вскрывались факторы, влиявшие на поведение солдата в бою, намечались пути моральной мобилизации, анализировалась роль психологии в теории и практике политической работы (Таланкин А.А., 1929).
Поделиться в соцсетях:
Похожие