lovmedgu.ru

Становление системы воспитания военнослужащих в дореволюционной россии

Как известно, первоначально процесс обобщения и передачи опыта военного воспитания носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах, в виде традиций, обычаев и обрядов. С появлением письменности опыт военного воспитания находит свое отражение в летописях, поучениях, государственных актах, а также в военно-исторических и художественных произведениях. В дальнейшем в ходе создания постоянной армии воспитание в ней ратников приобретает все более осознанные формы. Подтверждением этому являются уставы, наставления и инструкции. Наибольший интерес с педагогической точки зрения представляют «Уложения о службе» (1556), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571), «Военная книга» (1607), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674) и др. Их основной идеей было воспитание у воинов боевых качеств и высоких нравственных чувств. От солдата требовалось: честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».

Становление теории и практики воспитания в русской армии и на флоте непосредственно связано с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей XVIII - XIX веков. К ним по праву можно отнести Петра I, П.Г. Румянцева, П.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы регулярной армии и флота. В основу воспитания были положены идея защиты Отечества, соблюдение воинской чести и верность военной присяге.

В рассматриваемый период сложились благоприятные условия для развития прогрессивной военно-воспитательной системы в Русской армии. Такими условиями стали создание регулярной армии и усиление Государства Российского, так как «события последнего столетия сопровождались упадком военной доблести в дореформенных войсках»1.

Петр I был вынужден создавать новую армию. Сама система комплектования такой армии была призвана сыграть важную роль в воспитании в ней патриотизма. Однако процесс воспитания в армии сложился не сразу. Уже в ходе Северной войны, после Нарвского поражения, показавшего психологическую неготовность Русской армии к полевой войне, вскрывшего недостатки в моральном воспитании воинов, кардинально изменился процесс подготовки войск в плане повышения морально-боевых качеств солдат и офицеров. По указам того времени, вновь созданным русским полкам разрешалось вступать в бой лишь в случае многочисленного превосходства над противником. В ходе сражений войска обучались ведению боевых действий на практике, а одерживаемые ими победы укрепляли моральный дух воинов. За годы Северной войны практика военного воспитания значительно продвинулась вперед. В этот период получили свое развитие нравственные (внушение страха божьего) и военные (преданность государю и Отечеству) аспекты воспитания.

Практическая воспитательная деятельность в петровской армии принципиально отличалась от западной. Если в европейских армиях насаждалась «палочная» дисциплина, то в России главными в воспитании были нравственные начала. Солдат в петровской армии становится государственным человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соблюдение воинской дисциплины – это не слепое повиновение, а осознанное подчинение по служебным вопросам. Солдатам предоставлялось право не выполнять приказ офицера, если он «к службе Его Величества не касается», если это «службе солдатской непристойно», а офицерам под угрозой предания суду и лишения чина запрещалось бить подчиненных солдат, правда, с оговоркой – «без важных и пристойных причин».

Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы для подготовки национальных офицерских кадров, Петр I по-новому поставил вопрос о их роли в армии, возложил на них основные функции по воспитанию солдат.

После смерти Петра I в 30-40-е годы XVIII в. негативные тенденции в подготовке Русской армии начали преобладать над прогрессивными взглядами. Новые уставы и инструкции, составленные Остерманом, Минихом, Бироном и другими временщиками, извратили воспитательную систему: солдат перестал быть государственным человеком, в армию отдавали за провинности, как в тюрьму- солдат не приводили к присяге, офицеры не читали им артикул, как прежде. Тенденции применения мер принуждения вытеснили идеи патриотизма, а среди воспитательных средств стало преобладать физическое наказание, особенно за факты нерадивости и непонятливости в обучении.

В 50-60-е гг. XVIII в. значительный вклад в развитие системы воспитания внесли известные политики и военачальники П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Панин, П.С. Салтыков и др. Своими взглядами и деятельностью генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев одним из первых заявил о себе как о продолжателе прогрессивной тенденции военного воспитания в армии. Основой воспитания фельдмаршал считал моральные начала – «нравственный элемент», причем воспитание, моральную подготовку он отличал от обучения и физической подготовки. Педагогические идеи Румянцева, сформулированные в уставах и инструкциях1, находили практическую реализацию в процесс военного воспитания. Румянцев требовал гуманного отношения к солдату, «дабы каждый командира не опасался», мог в любое время «приттить, с ним говорить и помнить всегда, что он не крестьянин, а солдат, который именем и чином от всех его прежних званий преимуществует». Особое значение фельдмаршал придавал воспитанию командиров. «В армии, - писал он, - полки хороши будут от полковников». Прогрессивные традиции военной педагогики продолжил Г.А. Потемкин, ставший в 1748 г. президентом Военной коллегии. «Солдат есть название честное, которым и первые чины именуются» - гласила его Инструкция 1788 г. Предоставляя офицерам широкую самостоятельность, фельдмаршал ограничивал её «Правилами начальства», которые запрещали наказывать побоями нерадивых солдат.


В рассматриваемый период формировался педагогический талант А.В. Суворова. Он впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными элементами которой были: осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск- решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения- обоснование необходимости психологической подготовки- разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий и др. А.В. Суворов не отделял обучение от воспитания, не противопоставлял одно другому, основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное воспитание и нравственное воспитание. Задачами военно-профессионального воспитания являлись: формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины- задачи нравственного воспитания: выработка и развитие правдивости, благочестия, верноподданических чувств. В целом содержание военного воспитания выражалось в том, чтобы дать каждому солдату нравственную, физическую и военно-профессиональную подготовку. Правоту военно-педагогических идей великого полководца подтвердили его славные победы в боях. Однако, находясь в противоречии с официальной линией, проводимой императором Павлом I, они не получили распространения во всей армии и не были признаны в верхах.

Начало XIX века в России было ознаменовано преобразованиями в области системы воспитания. Хотя формально вплоть до 1809 года армия продолжала руководствоваться павловскими строевыми уставами, исключавшими инициативу, на практике офицеры обучали солдат по-суворовски, что дало возможность одерживать победы над врагами. Противоречивость военно-воспитательной системы данного периода заключалась в том, что, с одной стороны, демократические процессы, происходившие в России, способствовали появлению в офицерской среде прогрессивных военно-педагогических взглядов и соответствующей им практики воспитания солдат (об этом свидетельствуют публикации на военно-педагогическую тематику в периодической печати и в «Военном сборнике»), а с другой стороны, правительством насаждался в офицерской среде дух покорности и раболепия. Были отвергнуты проекты создания Военно-учительского института, да и сама наука о воспитании министром просвещения С.С. Уваровым не признавалась. Такая реакция властей не могла не вызвать волну возмущений в прогрессивных офицерских кругах, которая переросла в 1825 г. в открытый протест со стороны «декабристов».

После неудавшегося декабрьского восстания для военно-педагогической мысли России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на воспитание воинов. О жестокости порядков свидетельствуют документы того времени. Гарнизонный устав 1843 года, например, определял в отношении солдат такие воспитательные меры, как «битие батогами, плетьми, розгами, шпицрутенами». При этом количество ударов шпицрутенами определялось в мирное время до 60, а в военное - до 120.

Внешний лоск, муштра и избиения в армии сказались на состоянии войск. И поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. явилось логическим следствием всего этого.

Во второй половине XIX века начинается новый этап развития теории и практики военного воспитания в России. Его обусловливали те социально-экономические изменения, которые происходили в стране. Крымская война особенно наглядно показала отсталость крепостного строя, тормозившего развитие инициативы и самостоятельности в армии. Развитию прогрессивных тенденций военно-воспитательной системы в военно-морском флоте способствовало то, что на протяжении предыдущего периода здесь свято соблюдались петровские традиции. Адмиралы Ф.Ф. Ушаков, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, С.О. Макаров сохраняли и совершенствовали систему воспитания, исходя их российских национальных традиций. Так, адмирал С.О. Макаров одним из первых стал использовать термины «военная психология» и «военно-морская педагогика». Военная психология, по его мнению, изучает нравственный элемент. «В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии» . Он на практике прилагал усилия, чтобы привить офицерам «характер, храбрость и хладнокровие, ум, глазомер, морской глаз, познания, здоровье, справедливость», а матросам – «здоровье и выносливость, привычку к дисциплине, привычку к морю, смелость, познания», любовь к судну, формировал личное достоинство моряка.

Благодаря усилиям талантливых русских полководцев и флотоводцев, а также воспитанных ими офицеров и генералов в армии и на флоте в период реформ 60-х годов XIX в., проводимых по инициативе военного министра Д.А. Милютина, широкое распространение получила прогрессивная система воспитания военнослужащих. Служба в армии стала трактоваться как священная обязанность каждого российского подданного- откуп или замена другим лицом категорически запрещались, а сокращение сроков службы значительно повысило роль офицеров в воспитании солдат.

Система военного воспитания организовывалась и проводилась на основе требований военной присяги и воинских уставов, приказов, распоряжений, циркуляров и постановлений Военного министерства, инструкций, определявших правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в частях и подразделениях . Содержание военного воспитания включало в качестве составных частей нравственное, умственное и физическое воспитание. Основой основ было нравственное воспитание, имевшее нравственные категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (обязанности по отношению к товарищам и равным себе, обязанности по отношению к начальникам и подчиненным, обязанности по отношению к другим людям- обязанности по отношению к царю и Отечеству, обязанности по отношению к самому себе и др.). В содержание нравственного воспитания кроме нравственных категорий и нравственных обязанностей входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-этическое воспитание и др. В то время эти виды воспитания не рассматривались как самостоятельные, они являлись составными частями нравственного воспитания.

Под умственным воспитанием понималась забота о развитии: сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах- глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия- находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), ведущих кратчайшим путем к наибольшему успеху. Содержательная сторона умственного воспитания включала развитие у воинов умственных способностей, мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания, а также выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей.

В развитии военнослужащих большое внимание уделялось их физическому воспитанию. Его целью было укрепление здоровья, развитие мышечных и нервных сил, превращение человека в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного воина. Физическим воспитанием решались следующие основные задачи: развитие и усовершенствование телесного организма воина- сохранение и укрепление здоровья- приспособление тела к влиянию окружающей среды- развитие мышечной и нервной силы, выносливости- формирование волевых качеств и др.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, являясь составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону системы воспитания военнослужащих. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно, в тесной связи друг с другом.

Важную роль в формировании отечественной системы военного воспитания сыграла российская военная школа, готовившая офицеров как организаторов воспитания в войсках. К концу XIX в. в России насчитывалось 60 военно-учебных заведений. В числе профессоров были такие выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, М.И. Драгомиров, С.П. Боткин, А.Д. Бутовский, А.А. Бильдеринг, А.П. Скугаревский, Н.П. Михневич и др. В 1879 г. майором А.В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати активно обсуждалась проблема воспитания воинов, распространялись военно-педагогические идеи видных военных педагогов Н.Н. Головина, Л.А. Свечина, М.С. Галкина и др.

Важный вклад в развитие системы воспитания военнослужащих внес М.И. Драгомиров, по праву считающийся создателем военной педагогики как науки. «Воспитание солдата должно стоять выше образования», - подчеркивал он. Им выделены три основные стороны воспитания – «воспитание ума и воли, воспитание нравственное и физическое» . По мнению М.И. Драгомирова, цель воспитания заключается в том, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково, как на глазах начальника, так и за глазами. Солдата нужно не муштровать, а воспитывать, стараясь сделать из него сознательного бойца. Заслуживают внимания требования М.И. Драгомирова к офицеру как воспитателю подчиненных: «Кто не бережет солдата, тот недостоин чести им командовать».

Теория и практика воспитания в Русской армии в рассматриваемый период представляли собой стройную систему. Ее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов того времени, данные составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. Вместе с тем каждая составная часть воспитания выполняла и свои специфические функции. Реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, она не могла быть устранена из воспитательного процесса или заменена другой. Такой подход к содержанию системы воспитания заслуживает пристального внимания, так как он расширяет поле влияния системы военного воспитания на процесс формирования личности в целом, а не сводит его только к узкому направлению, как это утверждается в ряде работ по современной педагогической и военно-педагогической теории воспитания.

В России в начале ХХ в. произошли трагические события. Прежде всего это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях войны. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. В итоге только с 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М.С.Галкин, М.Д.Бонч-Бруевич, Н.П.Бирюков, Д.Н.Трескин и др. Однако вследствие известных обстоятельств эти реформы были неэффективными. Первая мировая война еще больше обнажила противоречия военно-воспитательной системы, в результате чего армия понесла тяжелейшие людские потери и была нейтрализована большевиками в ходе Октябрьской революции.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Становление системы воспитания военнослужащих в дореволюционной россии