Отечественное военное психолого-педагогическое наследие
Видео: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ «МИСТИКО-ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ» В РХГА
Результаты исторических и археологических исследований отечественных ученых позволяют сделать вывод о том, что первые действия психолого-педагогического содержания проявлялись еще в древние времена существования славянских народностей на территории нынешней России, Украины и Белоруссии. Наскальные рисунки, народный эпос, дошедшие до нас архивные документы и другие источники свидетельствуют, что военачальники того времени уже понимали роль психологического состояния воинов в бою и применяли в целях поднятия его уровня специальные религиозные обряды и воинские ритуалы. В русских княжествах военно-психологический опыт формируется стихийно и передается в традициях, былинах, сказаниях.С появлением на Руси письменности эмпирически формируемый психологический и педагогический опыт находит отражение в летописях и поучениях, а позднее – в государственных актах, уставах, наставлениях и инструкциях. Наибольший интерес в этой связи представляют «Уложения о службе» (1556), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571), «Военная книга» (1607), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674) и др. В них нашел отражение накопленный опыт обучения, воспитания и психологической подготовки воинов к бою, психологического воздействия на противника и некоторые другие вопросы подготовки войск.
В начале XVIII века система отечественного военного психолого- педагогического эмпирического знания приобретает более четкие очертания. Считается, что у его истоков стоит первый русский император Петр I. Именно в эпоху петровских реформ (упрочение государственности, строительство регулярной армии и флота и др.) проблема обучения, воспитания и психологической подготовки солдата и матроса к бою находит отражение в государственной и военной деятельности видных наших соотечественников того времени. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики обучения и воспитания к созданию целостной психолого-педагогической системы в регулярной российской армии и на флоте. Активными сторонниками психолого-педагогических взглядов Петра I в вопросах подготовки войск и флота к войне в последующие годы активно выступали генерал-фельдмаршалы П.А.Румянцев и Г.А.Потемкин, генералиссимус А.В.Суворов и др. Их усилиями в российской армии была создана эффективная система обучения и воспитания воинов, учета в их подготовке индивидуальных психологических особенностей. В основе их взглядов лежала мысль о решающей роли солдата в бою и необходимости его подготовки, прежде всего для баталий.
Начиная с 90-х гг. XVIII века накопленные эмпирические психолого- педагогические знания находят применение в подготовке офицеров русской армии, что делают их достоянием не только выдающихся военачальников, но и широкого круга командиров. Это стало возможным в результате военной деятельности М.И.Кутузова, М.А.Милорадовича, М.И.Платова, Н.Н.Раевского и многих других военачальников того времени, опиравшихся на заложенные Петром I принципы обучения и воспитания войск.
Исследователи исторических аспектов отечественной военной психологии и педагогики отмечают, что проблемы совершенствования военно- профессиональной подготовки в эти годы достаточно динамично решались и на флоте. В этом немалая заслуга адмиралов Ф.Ф.Ушакова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова, С.О.Макарова и др., уделявших важное значение обучению офицеров и матросов тактике и способам ведения морского сражения, формированию у них любви и гордости за свое Отечество. Именно эти и многие другие факторы создали во второй половине XIX века условия для первичного теоретического обобщения выработанных эмпирических знаний и формирования новой для России самостоятельной научной отрасли
– военной психологии и педагогики. Так С.О.Макаров одним из первых стал использовать термины «военная психология» и «военно-морская педагогика». Он считал, что военная психология должна изучать нравственный элемент, который, по его мнению, «в морском бою имеет еще большее значение, чем в армии». Он на практике прилагал усилия, чтобы привить офицерам «характер, храбрость и хладнокровие, ум, глазомер, морской глаз, познание, здоровье, справедливость», а матросам – «здоровье и выносливость, привычку к дисциплине, привычку к морю, смелость, познания», любовь к судну, формировал личное достоинство военного моряка.
Усилиями талантливых русских полководцев и флотоводцев, а также подготовленных ими офицеров в армии и на флоте во второй половине XIX века широкое распространение получила прогрессивная система подготовки войск, опирающаяся на эмпирический психолого-педагогический опыт предшествующих этапов отечественного военного строительства. Служба в армии и на флоте стала трактоваться как священная обязанность каждого российского подданного. Последовательное сокращение сроков военной службы значительно повысило роль офицерского состава в обучении солдат и матросов. Составными частями военного воспитания стали нравственное, умственное и физическое развитие. Совершенствуется структура российской военной школы, готовившей офицеров как организаторов обучения и воспитания подчиненных. В 1879 году майором А.В.Андреяновым издается первое специализированное учебное пособие «Военно-педагогический курс». В этот период на страницах печати активно обсуждаются проблемы обучения и воспитания воинов, распространяются психологические и педагогические идеи видных военных ученых М.И.Драгомирова, Н.Н.Головина, Л.А.Свечина и др. Эти и многие другие факторы сформировали необходимые условия для оформления военной психологии и педагогики в самостоятельную систему научного знания.
Русско-японская, а затем и Первая мировая войны стали проверкой теоретических разработок отечественных военных психологов и педагогов. В работах М.С.Галкина, П.Изместьева, Н.Д.Трескина, Г.Шумкова и др. излагаются конкретные проблемы психологии военнослужащих, особенности их обучения, воспитания и психологической подготовки к бою, профессионализации офицеров, рекомендации по управлению подчиненными в бою. Это создало прочные основы для перехода отечественной военно- психологической мысли на научный (теоретический и прикладной) уровень познания. Однако известные исторические события 1917 года не позволили
реализовать их в полном объеме. Их последующее развитие осуществлялось уже на принципиально новых научных позициях.
Следует отметить, что с самого начала оформления отечественной военной психологии и педагогики, как специфической отрасли научного знания, они развиваются взаимообусловлено. Однако к началу XX века они приобретают специфические черты своеобразной системы научного знания, что позволяет в дальнейшем вести о них речь, как о самостоятельных отраслях психологии и педагогики.
Поделиться в соцсетях:
Похожие