«Значение акмеологии для развития теории психологии элит»
Видео: Возрастная психология. Развитие личности в теории Абрахама Маслоу.
Шестая глава состоит из четырех параграфов, в которых раскрывается значение «акме» (в профессиональном развитии человека, в жизненном пути личности, в личностном и индивидуальном развитии), саморазвития личности (включающего самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию), потенциала человека (личностного, личностно-профессионального, творческого), важнейших свойств достижения субъектом высших результатов в профессиональной деятельности (профессиональной готовности, ответственности и пригодности) для обогащения и расширения диапазона исследований в области психологии элит.Разработка психологической концепции элит основывалась на богатейшем теоретико-практическом материале, накопленном акмеологией. Категории «элитности» и «акме» взаимосвязаны. Элитность позволяет достичь акме как наиболее высокого уровня развития зрелой личности. Акме же определяет высшую точку элитизации личности, т.е. достижение ею элитного качества.
Содержательно-критериальными составляющими профессионального «акме» являются: а) потребностно-мотивационная, отражающая высокий уровень притязаний личности, мотивацию самореализации и достижения- наивысший уровень активности человека, способствующий наибольшей продуктивности его профессиональной деятельности- ярко выраженное профессиональное целеполагание- результативность деятельности, выходящей на уровень профессионального творчества- б) социально-психологическая, раскрывающая характер продвижения человека к вершинам его личностного и профессионального развития, сопряженная с постоянными процессами интеграции индивидуальности с условиями среды, способствующими формированию ее индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др.) (В.А. Толочек).
Теоретическая модель психологии элит обогащена исследованиями личностного потенциала человека, системно описанного в акмеологии (А.А. Деркач, В.Н. Марков). Личностный потенциал рассматривается как самоуправляемая система внутренних ресурсов личности, проявляющихся в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [Марков, 2001]. В его структуре выделяются интеллектуально-креативная и эмоционально-волевая составляющие.
Акмеологические исследования, посвященные проблемам изучения личностного, личност-но-профессионального, творческого потенциала человека, а также способности личности самосовершенствоваться, самоактуализироваться и самореализовываться в процессе саморазвития, существенно дополнили структурно-функциональные составляющие психологии элит: а) отражающие характер творческого потенциала личности, проявляющегося в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске (О.С. Анисимов, А.А. Дер-кач, А.С. Одинг, К.В. Петров, Е.В. Селезнева)- б) выявляющие способность личности сохранять и преобразовывать (создавать) универсальные ресурсы развития цивилизации: время (время человеческой жизни), информация (как новая форма капитала - ноу-хау, банки данных- основание образованности и духовности), креативность (творческие способности, профессионализм) (В.Н. Марков)- в) раскрывающие особенности личностно-профессионального потенциала человека, обеспечивающие прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева).
Процессуально-формирующие составляющие усилены:
- Положением, раскрывающим сущность восходящего движения линии жизни, при котором возможен непрерывный подъем с ярко выраженными промежуточными «акме», способствующими приумножению человеческих ресурсов (К.А. Абульхано-ва-Славская). Таким образом, каждая новая вершина в жизненном пути личности способствует накоплению элитного (качеств, способностей, мотивов, ценностей, представлений, взглядов и др.)-
- Рассмотрением ключевых этапов движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева): 1) самосознание актуализирует потребность в самоосуществлении- 2) личность становится субъектом саморазвития- 3) саморазвитие осознается как процесс самосовершенствования- 4) результат самосовершенствования - самореализация [Деркач, Селезнева, 2007].
В Заключении обобщаются результаты исследования и излагаются основные выводы, подтверждающие решение выдвинутых задач и обоснованность гипотезы исследования.
Определение актуализации проблемы психологии элит в российском обществе, возрастание её места как нового направления в современной психологической науке способствовало творческому поиску в обосновании методологических основ, с учетом которых была разработана теоретическая база психологии элит, выявлены новые тенденции в становлении и развитии различных типов элит, определена их особая роль в реальной практике функционирования общества.
На основе мысленного абстрагирования и теоретического анализа были обоснованы:
1. Интегративно-элитопсихологический подход, способствовавший определению основных ориентиров в анализе и оценке научного наследия ученых прошлого, выявлению аспектов психологии элит в разных научных направлениях и в различные исторические периоды, изучению настоящего с точки зрения историкотеоретического анализа, давшего возможность выделить концептуальные различия и общие идеи и взгляды ученых из разных научных направлений и современных психологических концепций и школ - все это явилось важнейшим шагом в обосновании теоретической модели психологии элит.
2. Сущностные признаки феномена «элита», категории психологии элит «элитность», «элитарность», понятия психологии элит, отражающие особенности личности как субъекта деятельности, выявляющие особенности самореализации субъектов элит в их деятельности, а также элитологические понятия.
3. Важнейшие элитологические идеи, пути их развития, отраженные в определенные исторические периоды, в различных направлениях науки, раскрывающие ценностно-познавательные основы элитности личности, ее духовные основания и религиозную направленность, роль элитной личности в обществе, уровень ее творческо-созидательного потенциала, особенности индивидуально-нравственных представлений, степень эффективности деятельности субъекта элиты в обществе, его места в системе внутриэлитных и межэлитных отношений, сущность элиты как многомерного социального образования. Соответственно, ключевые элитопсихологические идеи, выявленные в современных зарубежных и отечественных психологических подходах и направлениях, носят в большей мере личностно ориентированный характер. В них нашли отражение представления, раскрывающие суть социально-психологической дифференциации, основанной на признаках элитности- взгляды на личность, мотивированную на развитие своих незаурядных способностей, стремящуюся придать смысл своей жизни и познать себя- позиции, раскрывающие потребность субъекта элиты посредством деятельности и благодаря продуктам своего труда влиять на социальные процессы- воззрения, отражающие сущность нравственного развития и совершенствования личности, различные аспекты ее творческой, управленческой и профессиональной продуктивности.
4. Составляющие теоретической модели психологии элит: содержательно-критериальные (социально-психологическая, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуально-креативностая зрелость)- структурно-функциональные (составляющие: образовательно-развивающая, созидательно-преобразовательная, духовно-нравственная, культурно-этическая, управленческая, социально-экономическая- функции: подчиненности общественным обязанностям, ответственного отношения ко всему происходящему, влияния элиты на исторические процессы и события, прогностическая, созидательная и преобразующая, гуманистическая, стабилизирующая, интегративная, стратегическая)- процессуально-формирующие (этапы процесса элитизации личности: 1) интеграции знаний, умений и навыков- 2) самообразования- 3) продуктивного творчества- 4) самосовершенствования- 5) профессионализма- 6) персонализации).
5. В сравнении с теоретической моделью психологии элит современные российские элиты характеризуются рядом отличительных особенностей: 1) общими чертами для выделенных в исследовании типов элит являются: их социальная представленность, достаточно высокий уровень влияния на общественные и исторические процессы, потребность в самореализации представителей элиты, высокий уровень достижений, использование ими властных полномочий, инновационная направленность- 2) критериями вхождения в элиту становятся: альтиметрический (формальные признаки: власть, богатство, престиж, статус) для политической и бизнес-элит и ценностный (меритократический - социально-психологические достоинства, знания, креативность, мудрость) для культурной, интеллектуальной элит- 3) содержательнокритериальные составляющие: преобладание частных мотивов и кланово-эгоистических интересов (политическая, бизнес-элиты), низкий уровень влияния на социальные, политические, экономические процессы и национальное самосознание при высоком творческом потенциале и созидательно-преобразовательной активности (культурно-интеллектуальные элиты)- 4) структурно-функциональные, отражающие низкий уровень политической, правовой культуры и этической составляющей, отсутствие стратегической перспективы, ориентацию на быстрый успех (политическая, бизнес-элиты), нацеленность на обеспечение баланса культурных традиций и новаций, воспроизводство нравственных регуляторов и духовных основ жизнедеятельности человека (культурно-интеллектуальные элиты)- 5) процессуально-формирующие, выявляющие критерии вхождения в элиту: престижность образования, протекционизм, клановость (политическая, бизнес-элиты), самоактуализация и персонификация (культурно-интеллектуальные).
6. Акмеологические исследования способствовали разработке психологической концепции элит. Содержательно-критериальная база теоретической модели психологии элит усиливается за счет включения в неё компонентов, отражающих психологические особенности личностного потенциала человека: когнитивного, раскрывающегося через специфику интеллектуального развития, отражающего характер реализации личностного потенциала за счет пополнения знаний, расширения кругозора, совершенствования умений- эмоционально-волевого, отражающего степень необходимого волевого усилия для достижения цели, характер сознательной саморегуляции личности- ценностно-ориентационного, выявляющего внутреннюю основу отношения личности к деятельности саморазвития, представления о целях саморазвития и средствах их достижения, которые становятся определяющими факторами саморегуляции личности, способствуя нахождению эффективных способов самосовершенствоания. Структурно-функциональная основа расширяется за счет выделения сущностных особенностей творческого и личностно-професионального потенциалов человека: созидательно-преобразовательная составляющая отражает характер творческого потенциала личности, проявляющегося в прогрессивной инновационной деятельности, умении принимать нестандартные эффективные решения, связанного с уровнем профессионализма личности и деятельности- профессионально-деятельностная раскрывает особенности личностно-профессионального потенциала человека, выраженного в прогрессивном развитии личности в процессе профессиональной деятельности, определяющего уровень профессионализма и профессиональной пригодности личности. Процессуально-формирующие составляющие усилены представлениями о восходящем движении линии жизни и саморазвития к самореализации субъекта деятельности.
7. Обоснование интегративно-элитопсихологического подхода, детально проработанный категориально-понятийный аппарат, генезис элитологических идеи исследователей из разных областей, принадлежащих к различным историческим периодам, разработка и обоснование теоретической моделей психологии элит, представленность основных составляющих модели в современных российских типах элит (политической, бизнес-, культурно-интеллектуальной), характер влияния акмеологии на обоснование психологической концепции элит - все эти положения способствовали обоснованию нового направления в психологии - элитологической психологии.
Перспективы дальнейших исследований, в первую очередь, связаны с развитием элитологической психологии как нового направления психологической мысли. Исследования должны проводиться сразу в нескольких направлениях, включающих разработку: теоретико-методологических основ психологии элит в современном российском обществе с учетом историко-психологической концепции, представленной в диссертации, и достижений психологической науки- категориально-понятийного аппарата, отражающего специфику психологии элит, реально существующих в современном российском обществе- психологии элитной личности, на основе новых концепций личности в отечественной и зарубежной психологии- социальной элитопсихо-логии, обращенной к системному исследованию психологических особенностей различных типов элит- практической и прикладной областей элитологической психологии.
Поделиться в соцсетях:
Похожие