lovmedgu.ru

Методы исследования

При выявлении генезиса взглядов и представлений, отражающих историко-психологические основы элит, применялся проблемно-хронологический метод. Характеристика историко-философских, социально-политических, культурологических, психологических идей, отражающих важнейшие положения психологической концепции элит, проводилась с опорой на сравнительно-исторический метод.

В поиске и раскрытии искомого материала был использован метод аналогии, позволивший привлечь уже имеющиеся в науке данные, раскрывающие сущностные аспекты элиты, в качестве сопоставления с изучаемыми явлениями в области психологии элит.

Особое внимание уделялось контент-анализу, благодаря которому в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования были выделены определенные содержательно-критериальные, структурно-функциональные и процессуально-формирующие составляющие теоретической модели психологии элит.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в обосновании концептуальных основ психологии элит, включающих следующие положения.

1. Впервые обоснован интегративно-элитопсихологический подход, способствовавший интеграции и обобщению ключевых элитологических идей из различных областей научной мысли, возникших в определенные исторические периоды, знаний из разных направлений психологии- позволивший создать теоретическую модель психологии элит и раскрыть ее составляющие, а также на ее основе охарактеризовать типы элит, их общее и специфичное в современном российском обществе.

2. Выявлены и обоснованы основные феномены, категории и понятия психологии элит. Рассмотрены базовые феномены («элита» и типы элит), отражающие сущность реальной данности и рассматриваемые как явления современной действительности, детерминируемые субъективно-объективными факторами- охарактеризованы важнейшие категории психологии элит («элитность», «элитарность»), отражающие наиболее существенные связи, отношения и особенности субъективно-объективной реальности и познания- а также ключевые понятия: элитологические («контрэлита», «псевдоэлита», «аэлита», «аэлитизм», «элитизм», «элитаризм», «элитология»), отражающие особенности личности как субъекта деятельности («готовность», «ответственность», «саморазвитие», «самоосуществление», «компетентность», «креативность»), отражающие особенности самореализации субъектов элит в их деятельности («профессионализм», «профессиональная деятельность», «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие», «профессионал»).

3. Выявлены отдельные элитологические идеи.

а) в различные исторические периоды:

- Античности: идеалистические представления на сущность элитного, подчеркивается ведущая роль разума-

- Средневековья: дуалистическое противопоставление божественного и земного начал- святость рассматривается, как вершина самосовершенствования личности-

- Возрождения: исследуется подлинная природа политического лидерства, идея «сверхчеловека»-

- Нового времени: развиваются представления о свободной личности, способной творить (создавать) свой собственный мир, и идеи максимального использования человеком своего опыта и интеллектуальных возможностей для достижения элитно-сти.

б) в подходах разных направлений науки:

- культурологическом, подчеркивающем значение духовной и творческой открытости личности-

- социологическом, выявляющем социальный статус элиты-

- социально-политическом, раскрывающем особенности политической элиты-

- элитологическом, рассматривающем элиту как многомерное социальное образование-

в) в западной психологии XX века:

- бихевиоризме, рассматривающем преобладание поведенческой составляющей во взаимодействии элиты и массы и степень «эффективности» лидера-

- фрейдизме, отмечающем влияние психо-сексуальных факторов на становление незаурядной личности-

- неофрейдизме, подчеркивающем воздействие социально-психологических факторов на развитие элитной личности, а также склонность людей к лидерству или подчинению-

- гештальтпсихологии, раскрывающей представления о различных формах власти, основанных на мотивации, и «мотиве власти» как отличительном признаке представителя элиты-

- гуманистической психологии, выявляющей потребность человека к самоактуализации-

- экзистенциализме, подчеркивающем способность человека к самотрансцен-денции (стремление к смыслу).

г) в отечественных психологических подходах:

- педологическом, исследующем интеллектуальные возможности человека-

- культурно-историческом, изучающем особенности формирования высших психических функций-

- мотивационно-деятельностном, подчеркивающем, что сознание личности определяет тип ее деятельности, а смыслообразующая мотивация - элитизирует сознание-

- индивидуально-психологическом, в котором отмечается важность изучения индивидуальных особенностей и личностных качеств элиты, оригинальных стилей умственной деятельности и творческой продуктивности, а также исследуется явление персонализации (феномен социального бессмертия)-

- акмеологическом, раскрывающем потребности личности достичь «акме» (профессиональной, личностной, духовной, творческой), «профессионализма» и «компетентности».

д) в современных психологических направлениях:

- психологии творчества: подчеркивается значимость созидательно-преобразовательной деятельности элиты-

- психологии лидерства: отмечается важность принятия элитой ключевых стратегических решений и эффективности тактических действий, характер ее воздействия на исторические события, социально-политическую и экономическую ситуацию в обществе, а так же степень ее авторитетности в стране и мире-

- проблемы изучения субъекта, отражающем стремление личности к достижению высшей стадии активности (субъективация).

Анализ представлений и взглядов на проблему психологии элит способствовал выделению составляющих теоретической модели (содержательно-критериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие).

4. Обоснованы важнейшие составляющие теоретической модели психологии элит, выявленные на основе интегративно-элитопсихологического подхода и генезиса элитологических идей, включающие.

Содержательно-критериальные составляющие теоретической модели психологии элит, к которым относятся социально-психологическая, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуально-креативностая зрелость, отражающие целостное представление об элитной личности.

Структурно-функциональные составляющие теоретической модели психологии элит:

- образовательно-развивающая, отражающая необходимость постоянного совершенствования системы элитного образования, преобладания творческого подхода в процессе выполняемой деятельности, поиск исследовательских решений в конкретных ситуациях-

- созидательно-преобразовательная, раскрывающая поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления с целью создания чего-то качественно нового в процессе деятельности-

- духовно-нравственная, отражающая высокий уровень мировоззренческого осмысления действительности, духовно-нравственные основы личности, а также ценностно-смысловые, идеально представленные, гуманистические аспекты элитности-

- культурно-этическая, выявляющая сущность возникновения, развития и характер воздействия художественных и культурных ценностей на сознание личности, на формирование ее внутреннего мира-

- управленческая, раскрывающаяся в способности личности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле-

- социально-экономическая, отражающая такие признаки психологии элит, как богатство, власть, престиж, достоинство, а также сущность экономического сознания и поведения.

Важнейшие социально-психологические функции: подчиненности общественным обязанностям, ответственного отношения ко всему происходящему, влияния элиты на исторические процессы и события, прогностическая, созидательная и преобразующая, гуманистическая, стабилизирующая, интегративная, стратегическая. Данные функции позволяют выявить характер влияния различных типов элит на жизнедеятельность общества в целом, раскрыть степень ответственного отношения представителей элиты ко всему происходящему, обосновать значение их гуманистической направленности, способствующей сплочению различных слоев населения, гармонизации социальных интересов, достижению консенсуса, а также раскрыть стратегические перспективы развития общества.

Процессуально-формирующие составляющие теоретической модели психологии элит, отражающие сущность процесса элитизации личности, включающего ряд этапов: 1) интеграции знаний, умений и навыков, составляющих базу дальнейшего развития элитных признаков личности- 2) самообразования, отличающегося стремлением личности к самовыражению и раскрытию своих способностей посредством поисково-познавательной деятельности- 3) продуктивного творчества, характеризующегося потребностью личности к созидательному труду, изобретательству, генерированию новых идей- 4) самосовершенствования, способствующего формированию мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на созидательно-преобразующую деятельность- 5) профессионализма, включающего эффективность деятельности и профессиональную компетентность, способность личности самоактуализироваться- 6) персонализации, отражающей стремление личности быть идеально представленной в других людях.

5. Доказано, что современные российские элиты (политическая, бизнес- и культурно-интеллектуальная) имеют общие особенности, соответствующие базовым составляющим теоретической модели психологии элит:

- В содержательно-критериальном плане прослеживается общая тенденция к повышению представителями различных типов элит своего профессионального уровня. Их отличает компетентность, энтузиазм, настойчивость, работоспособность, организаторские способности, а также высокий социальный статус и престиж. Социально-психологическая зрелость, отражает способность элиты влиять на общественное сознание, политическую культуру, формировать модели поведения.

- К структурно-функциональньЕм составляющим относятся: образовательно-развивающая, отражающая уровень образования и самообразования представителей элиты, и функции: стабилизирующая, координирующая, интеграции и субординации, межгрупповой и межэтнической коммуникации.

- Базовыми процессуально-формирующими составляющими являются: профессионализм, стремление к повышению квалификации, повышению профессионального уровня, самообразованию.

Обоснованы специфичные психологические особенности политической, бизнес- и культурно-интеллектуальной элит.

Психологические особенности современной российской политической элиты отражают следующие составляющие теоретической модели:

- содержательно-критериальные, раскрывающие преобладание кланово-эгоистических ориентаций и частных мотивов представителей политической элиты (потребностно-мотивационная зрелость)-

- структурно-функциональные: культурно-этическую, отражающую низкий уровень политической и правовой культуры- социально-экономическую, выявляющую приверженность политических элит программно-целевым методам, ориентированным на ближнюю и среднюю перспективу, опору на административные методы и ресурсы-

- процессуально-формирующие, выявляющие характер вхождения в политическую элиту за счет протекционизма и трайбализма. Формирование политической элиты осуществляется за счет возможности конверсии и реконверсии различных видов капитала.

Психологические особенности современной российской бизнес-элиты отражают следующие составляющие теоретической модели:

- содержательно-критериальные: эмоционально-волевая, раскрывающая готовность представителей бизнес-элиты к риску, их способность к саморегуляции, агрессивность- потребностно-мотивационная, выявляющая узкогрупповые и частные интересы- интеллектуально-креативная зрелость, отражающая экономическую инноваци-онность и способность быстро принимать неожиданные решения-

- структурно-функциональные: созидательно-преобразовательная, раскрывающая ориентацию бизнеса на быстрый успех, на посредническо-перераспределительные формы экономической деятельности- культурно-этическая составляющая, отражающая несформированность корпоративной этики, пренебрежение к общественным нормам поведения-

- процессуально-формирующие, отражающие необходимость получения престижного высшего образования.

Психологические особенности современной российской культурно-интеллектуальной элиты отражают следующие составляющие теоретической модели:

- содержательно-критериальные: социально-психологическая, раскрывающая слабость влияния представителей данного типа элиты на социальные процессы и на национальное самосознание- интеллектуально-креативная зрелость, выявляющая высокий уровень творческих достижений, широту знаний, интерес к новому, независимость мышления, особенности научного и жизненного опыта-

- структурно-функциональные: культурно-этическая, отражающая способность обеспечить баланс культурных традиций и новаций- духовно-нравственная, раскрывающая особенности создания и воспроизводства элитой нравственных регуляторов и духовных основ жизнедеятельности человека в обществе- созидательно-преобразовательная составляющая, выявляющая характер творческой самоактуализации личности, стимулирующей появление качественно нового продукта, как результата определенного вида деятельности-

- процессуально-формирующие, отражающие потребность представителей данного типа элит в самоактуализации и персонификации, стремление приблизиться к нравственному идеалу и интеллектуально совершенствоваться.

6. Рассмотрено влияние акмеологии как утвердившего себя в последнее десятилетие нового направления в психологии, прежде всего, на обоснование концептуальных основ психологии элит.

Теоретическую модель психологии элит (содержательно-критериальные составляющие) существенно обогатили следующие позиции, раскрывающие сущность «акме»:

- высокий уровень притязаний личности, мотивация самореализации и наивысший уровень активности человека, способствующие наибольшей продуктивности его профессиональной деятельности (потребностно-мотивационная зрелость)-

- стремление человека к вершинам его личностного и профессионального развития, сопряженного с постоянными процессами интеграции индивидуальности с условиями среды, способствующими формированию ее индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др.) (социально-психологическая)-

- реализация личностного потенциала за счет пополнения знаний, расширения кругозора, совершенствования умений (интеллектуально-креативная)-

- осознанная саморегуляция личности, включающая степень волевого усилия для достижения цели (эмоционально-волевая).

Структурно-функциональные составляющие модели обогащены представлениями:

- отражающими характер творческого потенциала личности, проявляющегося в инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать нестандартные эффективные решения, связанного с уровнем профессионализма личности и деятельности (созидательно-преобразовательная)-

- раскрывающими особенности личностно-профессионального потенциала человека, прогрессивного развития личности в процессе профессиональной деятельности, профессионализма, профессиональной готовности и пригодности личности (образовательно-развивающая и социально-экономическая)-

- выявляющими способность личности сохранять и преобразовывать универсальные ресурсы развития цивилизации (культурно-этическая).

Процессуально-формирующие составляющие усилены положением, раскрывающим сущность восходящего движения линии жизни, при котором возможен непрерывный подъем с ярко выраженными промежуточными «акме», способствующими преумножению человеческих ресурсов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании нового направления в психологии, отражающего важнейшие положения психологической концепции элит, включающие:

- впервые обоснованный интегративно-элитопсихологический подход как новая составляющая в методологии психологии, давший возможность провести истори-ко-теоретический анализ элитологических идей, их развития, раскрыть категориально-понятийный аппарат, функции психологии элит, ее психологическую сущность, разработать теоретическую модель, отражающую содержательные, структурно-функциональные характеристики-

- историко-психологический анализ, позволивший выявить наличие развития элитологических взглядов и представлений исследователей в различные исторические периоды, в разных областях науки и психологических направлениях, что привело к их интеграции и дифференциации с целью определения составляющих теоретической модели психологии элит-

- составляющие теоретической модели психологии элит, отражающие ее содержательно-критериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие аспекты, реализация которых в совокупности ведет к развитию элитной личности, а также давшие возможность выявить общее и специфичное в психологии типов элит, реально существующих в современном российском обществе-

- теоретические положения акмеологии как нового направления в психологии, отражающие акмеологические особенности личностного, профессионального, творческого потенциала человека, уровень профессиональной готовности, ответственности и пригодности субъекта деятельности, существенно обогатили современные позиции концепции психологии элит.

Практическая ценность работы заключается в создании научной базы для комплексных исследований психологии различных типов элит. Составляющие теоретической модели психологии элит приложимы ко всем типам элит и могут иметь широкий спектр применения: от индивидуальной практики психодиагностического консультирования и психокоррекции до разработки тренинговых занятий, способствующих оптимизации процесса элитизации личности, а также раскрытию психологических особенностей различных типов элит, несоответствующих теоретической модели, с целью их коррекции.

Разработанные основы психологии элит будут способствовать формированию элитной личности, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию окружающей действительности, открытой для конструктивных форм взаимодействия. Положения диссертации могут быть использованы в целях проектирования нового типа мировоззрения, снимающего крайности элитаризма.

Подготовлен учебно-методический комплекс «Элитологическая психология», включающий программу, задания и тесты, практические рекомендации и список рекомендуемой литературы. В соответствии с разработанной программой прочитан курс «Элитологической психологии» на отделениях психологии Российского университета дружбы народов и Международного независимого эколого-политологического университета. Отдельные положения психологической концепции элит реализованы в курсах «Истории психологии», «Общей психологии», «Социальной психологии», «Психологии конфликта», «Психологии управления», «Психологии творчества» в указанных университетах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интегративно-элитопсихологический подход дал возможность изучить концептуальные основы психологии элит, их содержательные составляющие и функциональные проявления.

2. Сущностные признаки феномена «элита»: социально-психологический, отражающий высокий социальный статус личности, характер ее влияния, авторитетность, востребованность социумом, уровень достижений, степень обладания властными полномочиями- управленческий, отражающий умение и готовность личности принимать важнейшие стратегические и тактические решения, успешно выполнять социально значимые функции для эффективности деятельности в конкретной сфере- профессиональный, раскрывающий высокий уровень образования, профессионального знания и опыта- мировоззренческий, включающий необходимые знания религиозных, расовых, национальных, культурных особенностей- личностно-действенный, отражающий характер мотивированности личности на элито-ориентированную деятельность и успешности ее самореализации в определенных сферах жизнедеятельности общества- аксиологический, выявляющий ценностно-ориентационную направленность личности в конкретной сфере деятельности- нравственно-волевой, раскрывающий высокий уровень развития нравственно-волевых качеств и специфичных элитных качеств, характерных для представителей определенного типа элиты.

Важнейшие категории психологии элит «элитность» и «элитарность» характеризуются специфичными признаками: степенью отнесенности к элите, уровнем универсальности и открытости.

Базовые понятия психологии элит: элитологические, а также отражающие особенности личности как субъекта деятельности, выявляющие особенности самореализации субъектов элит в их деятельности.

3. Важнейшие элитологические идеи, нашедшие отражение в определенные исторические периоды, в различных направлениях науки, раскрывающие: ценностно-познавательные основы развития элитной личности (Античность)- духовные основания процесса элитизации личности, религиозную направленность и разнообразные аспекты веры (Средневековье)- роль и значение элитной личности в обществе, ее способности (Возрождение) и творческо-созидательный потенциал (Новое время)- представления об элитности как творческой основе личности (культурологический подход)- законность и эффективность деятельности современной элиты (социологический)- характер иерархичности внутри политической элиты (социально-политический)- сущность элиты как многомерного социального образования, обеспечивающего стабильность в обществе, упрочение системы государственного устройства и реализацию инновационного потенциала (элитологический)- специфику индивидуально-личностной и социально-психологической дифференциации, основанной на критерии элитности- взгляд на личность, мотивированную на развитие своих незаурядных качеств и возможностей, обладающую чувством уверенности в себе и способностью придать смысл своей жизни, стремящуюся к самоактуализации (зарубежные психологические подходы)- способность личности посредством своей деятельности и благодаря продуктам труда влиять на социальные процессы, а также сущность нравственного развития и совершенствования личности (отечественные психологические подходы)- многообразие особенностей творческой личности и ее деятельности (психология творчества)- сущность системы управления, основанной на взаимозависимости между командующим и исполняющим и разные представления о сущности авторитетности и лидерства (психология лидерства)- взгляд на человека как субъекта деятельности (проблема изучения субъекта).

4. Составляющие теоретической модели психологии элит: содержательно-критериальные (социально-психологическая, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуально-креативностая зрелость), отражающие интеграцию представлений о том, какая должна быть элитная личность, раскрывающие сущность социально-психологической категории «элитности»- структурно-функциональные (образовательно-развивающая, созидательно-преобразовательная, духовно-нравственная, культурно-этическая, управленческая и социально-экономическая) и социально-психологические функции (подчиненности общественным обязанностям, функцию ответственного отношения ко всему происходящему, влияния элиты на исторические процессы и события, прогностическую, созидательную и преобразующую, гуманистическую, стабилизирующую, интегративную, стратегическую)- процессуально-формирующие, отражающие сущность процесса элитизации личности, включающего ряд этапов: интеграции знаний, умений и навыков- самообразования- продуктивного творчества- самосовершенствования- развития профессионализма- персонализации.

5. Общие психологические черты, характеризующие современные российские типы элит (политическую, бизнес- и культурно-интеллектуальную): профессионализм, компетентность, энтузиазм, настойчивость, работоспособность, высокий социальный статус, авторитет, обладание властными полномочиями- способность влиять на общественное сознание, социальные изменения и исторические события.

Важнейшие специфические психологические особенности современных российских элит:

- Политической присуще: преобладание кланово-эгоистических ориентаций и частных мотивов- осознание элитой важности проблемы социальной безопасности, решаемой посредством привлечения административного и силового ресурса- низкий уровень политической и правовой культуры- утрата стратегической перспективы- протекционизм и трайбализм как способы вхождения в элиту-

- Для бизнес-элиты характерно: инновации в сфере экономики и бизнеса- преобладание узкогрупповых и частных интересов представителей элиты- ориентация на быстрый успех, а в отдельных случаях на нецивилизованные формы ведения бизнеса- склонность к риску и способность принимать неожиданные решения-

- Характерными особенностями культурно-интеллектуального типа элит являются: низкие элитная сплоченность и самооценка- ослабление социально-политического влияния- высокий уровень творческих достижений, склонность к рассуждениям, глубокому осмыслению жизненных явлений, открытость новому- ярко выраженная созидательно-преобразовательная активность- потребность в творческой самоактуализации и персонификации личности.

6. Важнейшие положения акмеологии, позволившие существенно обогатить теоретическую модель: значение «акме» в профессиональном развитии, в жизненном пути личности, в личностном и индивидуальном развитии человека- акмеологические особенности личностного, личностно-профессионального, творческого потенциала человека- уровень профессиональной готовности, ответственности и пригодности как важнейших свойств достижения субъектом высших результатов в профессиональной деятельности- а также ключевые этапы движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечены применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверку, подбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основаниям работы, основательностью теоретической проработанности проблемы.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методы исследования